Проблема неравенства полов в разных культурах является весьма значимой и заслуживающей внимания. Общая модель во всем мире такова — мужчины обладают более высоким статусом и властью по сравнению с женщинами. Однако эта общая тенденция в разных культурах имеет свою специфику (Rosaldo, Lamphere, 1974).
Уровень несправедливости, фиксирующий неравенство полов, лучше всего иллюстрируется рядом показателей: «женщины составляют половину населения земного шара, на их долю приходится две трети от общего рабочего времени, они получают одну десятую от общей доли мировых доходов и владеют одной сотой общемировой частной собственности» (Frankenhaeuser, Lundberg, Chesney, 1991,стр.257).
В чем причина этих различий? На этот счет существует много теорий (для обзора см. Gailey, 1987). Однако доводы и рассуждения, подтверждающие правильность этих теорий, противоречивы. Появление подобных теорий во многом было инспирировано марксисткой идеологией, чем фактами. Вероятно, в каждой теории содержится зерно правды, но реальность такова, что убедительной теории пока не создано. Не смотря на это, ниже приводимое объяснение представляется наиболее разумным вариантом ответа на этот вопрос. Мы обсудим эту проблему более детально в 5-ой главе. Сейчас только кратко обозначим некоторые положения.
Культуры различаются по степени неравенства полов. Даже в тех культурах, где идеал равенства декларируется открыто (например, в континентальном Китае), реальная практика далека от этого идеала. Тенденция к равенству между мужчинами и женщинами сильнее выражена в обществах с общинным укладом, чем в развитых стратифицированных обществах (Etienne, Leacock, 1980; Lebra, 1984). В общинных сообществах, скорее всего, существует иерархия взаимозаменяемости и взаимодополняемости мужских и женских ролей. В стратифицированных обществах сильнее выражена тенденция, чтобы женщина «знала свое место».
Социально-экологическое неравенство культур и неравенство полов коррелируют друг с другом, а эксплуатация по признаку пола зачастую согласуется с экологической эксплуатацией.
Например, в тех регионах Африки, где жители не исповедуют ислам, статус женщины в сравнении со статусом мужчин, был намного равноправнее до тех пор, пока к ним не пришли завоеватели — колонизаторы (Etienne, Leacock, 1980). В условиях колонизации существовала эксплуатация, а уровень неравенства по признаку пола увеличился. Кроме этого, религиозные инстанции зачастую способствовали сохранению еравенства, проповедуя жесткие религиозные догмы (Iglitzin, Ross, 1976), а также самим содержанием религиозной иерархии, в которой доминировали мужчины. Исламская и католическая религиозные конфессии особенно склонны поддерживать у своих верующих принцип неравенства полов (там же, 1976).
В каких сферах мужчины и женщины относительно равноправны по отношению друг к другу? Одним из показателей неравенства полов является процентный уровень безграмотности среди женщин. В целом, предпочтительно, чтобы этот показатель был одинаковым для мужчин и женщин, как в случае со скандинавскими странами и Швейцарией. Во многих развивающихся странах необразованных женщин гораздо больше, чем мужчин. Даже в Соединенных Штатах женщины не достигали уровня образованности мужчин вплоть до 1970-х годов!
Другим показателем равенства является процентное соотношение женщин, занимающих руководящие позиции. Во всем мире этот показатель намного меньше 50-ти процентов (с 48-и процентами в Швейцарии и 28-и – в Австрии). В большинстве остальных стран эти показатели еще ниже. В Соединенных Штатах этот показатель составляет 17%, в исламских странах так же очень низок. В Южной Корее он составляет 2%, в Ганне -3%.
Следующим показателем является процентное соотношение уровней доходов мужчин и женщин. Триман и Росс (Treiman, Ross, 1983) составили обширный статистический сборник по индустриально развитым странам. Согласно этим данным, наилучшее соотношение по этим показателям занимает Германия (где женщины получают 74% от зарплаты мужчин) и скандинавские страны (Швеция — 69%, Финляндия — 68%, Норвегия — 63%, хотя в Дании — только 57%). В большинстве стран западной Европы зарплата женщины составляет около двух третей от зарплаты мужчины. Данные по Соединенным Штатам, представленные в этом докладе, составляют 57%. Заметим, что это средние показатели, и картина по разным профессиям отличается от среднего в зависимости от места работы, региона, этнической группы, возрастной группы и т. д. Тем не менее, в целом, уровень зарплаты женщин ниже, чем у мужчин. С другой стороны, во всем мире уровень смертности у мужчин выше, чем у женщин. В Северной Ирландии соотношение этих показателей 9 к 1. В США — 3.3 к 1, хотя в Дании он составляет 1.1 к 1. Мужчины так же чаще гибнут в автомобильных катастрофах. В Чили этот показатель составляет 4.8 к 1, в Соединенных Штатах — 2.7 к 1. Исландия является в этом отношении исключением, где это соотношение составляет 1 к 1. Опять же, эти цифры отражают средние показатели, и сохраняется тенденция, что мужчины занимаются более опасными видами деятельности, чем женщины.
Другими словами, возможно, главным фактором, ответственным за существование таких различий, является традиционное закрепление за мужчинами и женщинами определенных видов социальной активности. Некоторые теоретики утверждают, что сфера домашних обязанностей, традиционно закрепляемая за женщинами, менее престижна, чем сфера публичной деятельности, закрепляемая за мужчинами. Однако остается вопрос – оправдана ли такая позиция? Исходя из различий в биологии мужчины и женщины, представители многих культур преувеличивают важность одних атрибутов и преуменьшают значимость других. На основании этого делается вывод, что одни виды активности предназначены только для женщин, а другие только для мужчин. Гендер* Формируется На основе реалий объективной физиологии и культурных представлений (убеждений, установок, ценностей), которые возникают из различных экологических условий.
——————————————————————————————
* представления о социально приемлемых и одобряемых ролях и характеристиках мужчин и женщин – прим. переводчика, В. С.
——————————————————————————————
Мужчины, скорее всего, чаще, чем женщины будут заниматься опасными видами деятельности, если существует возможность выбора (например, ловить рыбу в открытом море). Когда представители человеческого рода жили как муравьи-собиратели (охотники, сборщики плодов и трав), то опасные виды деятельности для женщины в периоды беременности становились неприемлемыми. Поэтому в некоторых сообществах превозносились и возвеличивались одни виды деятельности (например, ловля рыбы), а другие стали считаться менее престижными (например, приготовление пищи). В этом вопросе можно занять функциональную точку зрения: если опасным видам деятельности не придавать высокой социальной значимости, то нашлось бы мало людей, которые стали их выполнять. Поэтому возвеличивание активности, присущей мужчинам (например, ведение войн), сформировалось на основе таких механизмов и в определенной степени сохраняется во всех современных сообществах. Процессы социализации мальчиков и девочек отличаются друг от друга (Barry, Bacon, Child, 1957). Мальчикам прививается независимость, самостоятельность, агрессивность и ориентированность на достижение успехов в жизни в большей степени, чем девочкам. Социализация девочек в большей степени, чем для мальчиков ориентированна на приобретение навыков воспитания, ответственности и подчинения. В одном из последних исследований (Low, 1989) было обнаружено, что девочкам внушались нормы целомудренного поведения, трудолюбия и усердия примерно в сорока культурах, тогда как мальчики получали такое воспитание только в четырех культурах. Им прививались образцы самостоятельного поведения, конкуренции, агрессии и стойкости в десяти из тридцати пяти культур, тогда как девочки получали такое воспитание в только двух культурах. Статистический анализ свидетельствует о надежности этих данных. Стереотипные представления о роли мужчины и женщины в тридцати обследованных культурах оказались примерно одинаковыми (Williams, Best, 1982).Стереотипный образ мужчины в подавляющем большинстве выборок воспринимался следующим образом: предприимчивый, жесткий, отважный, доминантный, сильный, независимый, ориентированный на достижение успеха, работоспособный, стойкий, умный. Стереотипный образ женщины был иным: чувствительная, мечтательная, нежная, ласковая, покорная, смиренная и суеверная. Таким образом, модели социализации и стереотипы женщин и мужчин в определенной степени оказались одинаковыми во всех странах.
В исследованиях, проведенных в четырнадцати странах, Вильямс и Бест (Williams, Best, 1990) изучали представления индивидов о самих себе (реальное и идеальное Я) и об идеальном образе мужчины и женщины (специфике гендерных представлений). Они обнаружили небольшие культурные отличия в представлениях о реальном и идеальном Я, но больше различий в гендерных представлениях. В странах с высоким социально-экономическим уровнем развития, исповедующих протестантизм, женщины имели высокий образовательный уровень и бОЛьшую социальную занятость (имели работу вне дома). В этих странах гендерная идеология была эгалитарной (уравнительной). В традиционных культурах, особенно в тех, где население исповедует ислам (например, Пакистан и Нигерия), в гендерная идеология оправдывает наличие различий между мужчинами и женщинами.
Существуют обоснованные данные (Campbell, 1967), свидетельствующие о том, что стереотипы представлений о людях в определенной мере отражают условия их жизнедеятельности. Когда члены группы занимаются коммерцией, с большой вероятностью они будут восприниматься как «расчетливые». Когда члены группы живут в засушливых и бесплодных районах, где можно собирать только один урожай в год, они будут восприниматься как «ленивые». Когда они живут в регионе с влажным климатом, позволяющим собирать по два урожая в год, они, скорее всего, будут восприниматься как «усердные». Если предложенная выше теория правильна, она позволяет сделать оптимистические выводы в отношении уменьшения неравенства между мужчинами и женщинами. В информационных обществах, т. е. в обществах, в которых социальная активность мужчин и женщин становится одинаковой, соотношение доходов по заработной плате между мужчинами и женщинами будет смещаться в направлении равенства.
Япония в этом отношении представляет особый интерес, поскольку это развитая страна с относительно традиционной идеологией. Ивайо (Iwao, 1993) убедительно показал, что гендерная идеология японцев весьма специфична в разных возрастных группах: тех, которые родились в 1930 — 1946-х годах, в 1946 — 1955-х и 1955 — 1970-х. Японцы старшего возраста продолжают придерживаться традиционных ценностей; а самое молодое поколение фактически признает равенство полов в отношении прав и обязанностей, хотя опирается на такую концепцию равенства, которая является уникально японской.
Киддер и Кошуга (Kidder, Kosuge — в печати) дают представление о панораме изменений в гендерной идеологии в Японии. Два столетия тому назад японская женщина почти не занималась воспитанием своих детей и не несла за это никакой ответственности. Большинство решений принималось семейной иерархией, в которой более пожилые мужчины играли главную роль. Сегодня воспитание детей является основной «работой» японских женщин. Для этого они получают соответствующее образование, чтобы передавать соответствующие образцы воспитания своим детям. Авторы отмечают, что «мама, занимающаяся воспитанием» (Куоики — мама), имеет признание и ценится в обществе «за свою целеустремленность и заботу в наставничестве и подготовке детей к вступительным экзаменам, начиная с детского сада и заканчивая университетом» (стр. 6). Однако авторы задают вопрос, а является такое положение Прогрессом.
Ролевая дифференциация в Японии настолько огромна, что японские женщины действительно несут весь груз ответственности за воспитание детей по сравнению с мужчинами. Киддер и Кошуга, изучая этот вопрос на выборке из семидесяти мужчин и женщин, состоящих в браке в возрасте от 22-х до 55-и лет и имеющих одного или более детей, обнаружили, что японские женщины считали воспитание детей основным делом своей жизни. Они намного чаще, чем мужчины выполняли следующие виды работ по дому: занимались приготовлением пищи и мытьем посуды, ходили в прачечную и магазины, готовили ванну для членов семьи, запирали двери дома на ночь, выносили мусор, отвечали на телефонные звонки, оплачивали семейные счета, встречались с учителями, помнили о днях рождения близких и друзей, занимались воспитанием и обучением детей, подвергали их дисциплинарным взысканиям, выбирали школу, в которой они будут обучаться, помогали членам семьи в отдыхе, контролировали семейный бюджет и принимали решения в отношении семейных расходов. Мужчины на много чаще, чем женщины выполняли следующие виды деятельности: зарабатывали деньги, занимались политикой, принимали стратегические решения в отношении финансовых инвестиций и водили автомобиль. Даже у работающих женщин профиль распределения обязанностей оказался таким же. Использование нянечек-сиделок по уходу за малолетними детьми в японских семьях почти не практикуется.
Сравнительный опрос детей мужского пола (японцев, американцев и немцев), отвечавших на вопрос «сколько времени они тратят на общение и игры со своими отцами» показал следеющее: японские дети давали ответ «я вообще не общаюсь со своим отцом» в три раза чаще (16,1%) по сравнению с американскими(5,1%) и немецкими (5,7%) детьми. Киддер и Кошуга утверждают, что такое поведение родителя-отца вредно для воспитания сыновей: они становятся чрезмерно зависимыми от своих матерей (например, мать каждое утро звонит своему сорокалетнему сыну, чтобы убедится, что он проснулся). Это дает повод изображать японских мужчин в карикатурном виде, как тиранов или малых детей.
Женщины в выборке испытуемых Кддера — Кошуги не стремились иметь работу отчасти из-за того, что она воспринималась ими как мужская сфера деятельности, где женщины могут выполнять только вспомогательные роли. Кроме этого, в Японии наблюдаются смертельные случаи на работе из-за перенапряжения. От стрессовых перегрузок в год умирает около 10 тысяч человек (Киддер и Кошуга, в печати, стр.21). В опросе мужчин и женщин, проведенном в 1991 году фармацевтической компанией, были получены данные, что около 30% опрошенных мужчин и 23% женщин испытывали опасение за свою жизнь (т. е. боялись умереть) из-за перегрузок на работе. Неудивительно, что при таких условиях женщины предпочитают выполнать роль домохозяйки и воспитательницы. С другой стороны, выпускники университетов ориентированы на получение работы, особенно если есть возможность получить хорошую работу. Лебра (Lebra, 1984,стр. 309) приводит данные опроса, в котором 83% японских женщин — выпускников университетов ответили, что они хотели бы получить работу. С другой стороны, Киддер и Кошуга полностью согласны с результатами анализа, проведенного Ивао (Iwao, 1993), который выявил существенные изменения в представлениях о равенстве полов в Японии (в усилении тенденции к «вестернизации»). В следующей главе работа Ивао будет обсуждена подробнее.