Разнообразные концепции интеллекта

Этнология занимается народными концепциями и изучением различных феноменов; этнопсихология — одна из отраслей, интересующаяся знаниями людей о человеческом поведении, одной из специфических областей которой является понимание людьми когнитивной способности («интеллекта») в их культуре (например, Штерн, 1999). Исследования в этой области были проанализированы Берри (1984b) и Разгисом*; они сделали вывод о том, что существует множество альтернативных взглядов на человеческие способности. Часто узко когнитивные точки зрения противопоставлены тем, которые включают социальные и моральные способности.

Одно из своих исследований Берри и Беннетт (1992) провели среди народа Кри В Северной Канаде. Общинный Совет по образованию искал ответ на вопросы: «На какие цели должно быть ориентировано образование наших детей, и как мы можем их достичь?» Они убедились, что евроканадская система образования не совсем их устраивает, и хотели рассмотреть альтернативу ей для Кри, Призвав на помощь двух исследователей, уже работавших в их общине.

В этом исследовании были использованы как этнографические, так и психометрические процедуры для того, чтобы выяснить, что Кри Понимают под понятиями типа «интеллектуальный», «остроумный», «умный», «способный» и «умелый». Первая его стадия должна была выявить понятия Кри Для этих и аналогичных терминов и найти как лингвистические, так и контекстные их разработки. Они собрали список из двадцати слов, которые относились к когнитивным способностям, с помощью ряда очень свободно структурированных интервью, проводимых с ключевыми информаторами в общине Кри С озера Биг Траут. Эта часть исследования была, по большому счету, этнографической.

Эти двадцать слов были записаны силлабическим письмом Кри На карточки. Карточки раздали шестидесяти участникам, которые могли читать слоговое письмо. Их попросили расположить карточки в кучки на основе сходства значения. Применение многомерного шкалирования позволило выявить два параметра (см. рис. 5.1.). При чтении слева направо (по горизонтальной оси) происходит продвижение от отрицательной к положительной оценке, с возможным включением и морального параметра, т. е. слова на левой стороне рисунка не только не нравятся (глупость и сумасшествие не оцениваются положительно), но они, возможно, считаются также нравственно предосудительными (например, «хитрый» и «умственно отсталый»).

Вертикальный параметр маркировать труднее. С одного края есть два слова для понятия «психически жесткий» в смысле храбрый, наделенный мужеством или сильный духом. На другом краю — «религиозный» и «понимающий новое». Этот параметр может иметь некоторое отношение к открытости или чувствительности. Нехватка слов в нижней половине графика не позволяет увеличить определенность.

Рассматривая далее рис. 5.1., мы видим группу слов на правой стороне и чуть выше центра (как «чувствительный», так и «нравственно хороший»), которая включает слова, по-английски звучащие как «мудрый», «уважающий», «почти-

* См. Ruzgis, 1994.

Тельный», «прислушивающийся», «внимательный», «тщательно обдумывающий», «думающий с осторожностью». Эта группа составляет у Кри Центральное понятие со значением «думающий правильно».

Разнообразные концепции интеллекта

5.1. Два Параметра Когнитивной Компетентности У Народа Кри

{По Berry & Bennett, 1992)

Интересно отметить, что слово, непосредственно противопоставляемое основной группе, именно поэтому наиболее удаленное от нее по обоим измерениям («нечувствительный» и «нравственно плохой»), представлено как «живущий как белый человек», в смысле ведущий себя, мыслящий и имеющий манеры подобно белому человеку. Соблазнительно расценить это как что-то вроде версии Кри Для «неуклюжего», особенно потому, что черты неуклюжей невоспитанности описываются во многих историях о белых людях в кустарнике и содержат весьма уничижительный подтекст. Само ее положение на графике должно настораживать нас в смысле поиска значения отрицательного морального содержания и нечувствительности. Ее близость к словам «хитрый», «глупый», «сумасшедший» и «умственно отсталый» (мудрость, которая поставлена на службу разрушению и дисгармонии) подчеркивает эту точку зрения. Все слова в этой группе нуждаются в некоторой разработке, так как большая их часть имеет отчетливый привкус Кри И не переводится легко на английский язык.

«Уважение, почтительность» — представление об уважении — сфакусированы вокруг знания и личного взаимодействия с людьми, животными, предметами (как созданными человеком, так и естественными), с Творцом, землей и т. д. Обсуждение уважения и непочтительности неизменно затрагивает области, которые английский язык определяет словами или фразами типа «понимание», «глубокие знания», «удовольствие», «энтузиазм», «самообладание» и «следование советам». Такое уважение к другим в окружающей среде каждого является центральной ценностью среди многих народов, которые живут за счет охоты и собирательства.

«Уделение внимания» термин Кри, Представленный как «обращает внимание», также часто переводится как «дисциплина» или «самообладание». Этому понятию дисциплины недостает европейских нюансов принуждения, силы, обязательства или социального долга, каждое из которых отражает идею власти, осуществленной между людьми неравного статуса, Кри Не говорят, что индивидуумы морально обязаны слушать других и выполнять то, что те говорят. Они сообщают нам, что слушаться других неприятно.

Исследование, подобное этому, оставляет нерешенным вопрос о том, являются ли Кри Более или менее интеллектуально развитыми, чем какая-нибудь другая культурная группа (особенно городские западные общества), когда их видения способного человека столь различны. С индигенной точки зрения, этот вопрос довольно абсурдный.

В противовес этим объяснениям с позиции дефицита, исследователи идентифицировали множество моделей различения, у которых нет ничего общего с обремененным ценностным аспектом отрицательным характером моделей дефицита. Вместо этого они полагали, что процессы и уровни способностей, в значительной степени, разделяются разными культурными группами; отклонения при выполнении тестов возникают из-за культурных или других различий в том, как выражаются эти фундаментальные качества. Данный отличающийся тип объяснения согласуется с универсалистской точкой зрения

Чали иранские участники (см. рис. 5.2.) На рисунке также показано, что после прохождения практики наблюдалось улучшение результатов, но асимптотическое значение не было достигнуто ни для одного из заданий. Это исследование ясно демонстрирует сходство когнитивной обработки информации, по крайней мере, для простых заданий.

Возможно, важным является и тот момент, что это исследование показывает, насколько трудно делать кросс-культурные сравнения исходя из уровня оценок, потому что даже на выполнение

Задания с низким уровнем сложности стимула в разных культурах могут воздействовать различия в степени знакомства с ним.

Updated: 16.08.2013 — 21:43