I. V. Hryschenko
Kyiv, National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine
The struggle of regional totems for the locus in the Ukrainian folk tale "The Bear and the Mouse — godmother"
The article is devoted to the struggle of the totems. The Bear uphold his locus and food from the Mouse, which wanted to seize them. That original theme is reflected destruction of one totem and other is firmly established in the world view of the people.
Нынешний период развития человечества характеризуется возрождением этнической истории, культуры, традиций, языка; со стороны представителей разных народов прикладываются усилия для сохранения этнической и национально-психологической самобытности.
Многие проявления психической активности этноса, результаты мыслительной жизнедеятельности закрепились в его фольклоре. По мнению А. Налчаджяна, именно в культуре — историографии, народном творчестве и др.- наиболее тонко и глубоко закреплен образ мышления и мировосприятия этноса (Налчаджян, 2004, с.138). Полевые фольклорные материалы представляют большую ценность для исследования традиционной народной культуры как формы этнического сознания. Фольклор является неисчерпаемым источником для исследования множества скрытых механизмов, которые смогут помочь при разрешении современных этнонациональных, этнопсихологических, этнолингвистических и религиозных проблем.
Материалом для нашего исследования является украинская народная сказка «Медведь и Мышь-кума», зафиксированная на территории Купянского уезда Харьковской губернии конца ХІХ ст. талантливым исследователем Петром Ивановым и вошедшая в его рукописный сборник «Сказки». При составлении своего рукописного сборника П. Иванов подал ссылки на подобные сказочные сюжеты в сборниках А. Афанасьева,
А. Эрленвейна, Д. Садовникова, И. Манжуры, П. Кулиша и П. Чубинского. Анализ собранных сказок Купянщины демонстрирует наличие среди них оригинальных текстов, которые не имеют аналогов в опубликованных сборниках сказок ХІХ в. и отсутствие сюжетов в «Сравнительном указателе сюжетов», а именно, «Медведь и Мышь-кума», «Заяц-работник», «Баба-Яга», «Елена Прекрасная и козленок», «Галагаша», «Гомула» и другие. Такие сказочные сюжеты бытуют лишь в немногих регионах (например, сопоставление записей П. Иванова и записей П. Мартовича свидетельствуют, что в опубликованных сборниках второй половины ХІХ — начала ХХ вв. мотив сказки «Коржик» вне территории Слобожанщины не встречается).
В предисловии к изданию «Казки про тварин» И. Березовский указывал, что с исторической точки зрения, сказки о животных относятся к наиболее давним. Эти произведения имеют определенные особенности образной системы, характера изображения событий и идейно-художественной направленности. Генетические истоки художественных образов, сюжетов и мотивов сказок о животных демонстрируют основы мировоззрения давнего человека. Животный эпос хранит в себе остатки тотемных и антропоморфических представлений людей об окружающем мире. Предпосылкой развития жанра является десакрализация тотемных персонажей, при этом сохраняется их зооморфность. По мере отмирания тотемных верований сказки о животных обогащали бытовые мотивы. Наблюдения за привычками животных объединяются с изображением семейных и социальных отношений. Объединение внешности, характера животного, способности говорить, и ситуации из жизни людей придают сказкам о животных комического, юмористического, а иногда — поучительного отображения. Таким образом, рядом с тотемистическими и антропоморфними представлениями, сказки о животных поднимают общественные, социальные и бытовые проблемы, подавая их в аллегорической, поучительной форме.
Сказочный материал Купянщины отображает полную систему украинской сюжетики, персонажного состава и традиционных мотивов. Поэтический стиль купянских сказок о животных обусловливается социальным содержанием или социальными элементами, сатирической направленностью и поучительно-развлекательной функцией. Бесспорно, все эти оттенки в стиле могут проявляться довольно четко в одной сказке, но в той или иной степени один из них будет выступать ярче, влияя не только на идею сказочного повествования, но и содержательно-поэтическую целостность сказки, то есть на ее форму.
В то же время, П. Иванов зафиксировал множество сказочных призве — дений, которые демонстрируют остатки давних верований в сказочном эпосе и своеобразные эволюционные процессы художественной традиции системы жанра. Такие явления зафиксированы в сказках «Медвель и
Мышь-кума», в которой от ображено противоборствор региональных тотемов за локус.
В украинской сказке Мышь постепенно пытается завладеть имуществом и территорией Медведя. Сказка «Медведь и Мышь-кума», принадлежит к сказкам с трикстерским началом. Мышь — главный герой-трикстер, который пытается получить желанный объект — мед и чужой локус. Медведь же охраняет эти объекты. Если сравнивать со схожими сюжетами украинского сказочного эпоса («Лисиця-Кума», «Лисиця на зимівлі у Вовка та Ведмедя» (Березовський, 1986, с.101)), важно, что Мышь, хоть и съела мед, но все же поплатилась жизнью, т. е. зло наказано.
Рассмотрим персонажи нашей сказки. Медведь, как свидетельствуют фольклорные записи ХІХ-ХХ вв., является популярным образом всей восточнославянской сказки, в которых прослеживается связь с мифами, древним культом медведя. За палеоазиатским мифом, Вселенная образована Медведем и Вороном. В народных представлениях о животных Медведю отводится главенствующая роль. «Сербы Хомолья относят медведя к особо чистым животным. С чистотой медведя связано, в частности, отмеченное у русских убеждение, что нечистая сила не может принимать облик медведя» (Гура, 1997, с.159). Мышь — нечистое животное, персонаж хтонического происхождения, она является символом нижнего царства, священным животным подземного божества. Мышь наделена дьявольскими свойствами. Согласно кашубской легенде, дьявол сотворил мышь, а Г осподь Бог снял рукавицу, бросил ее, и из нее появилась на свет кошка (Гура, 1997, с.404). Исследования Т. Максимовой показывают, что «в Греции, начиная с гомеровской эпохи, быт распространен культ Аполлона Сминфейского, атрибутом, символом и священным животным которого быта самая обыкновенная мышь» (Максимова, 2001, с.120). Также мышь считалась священным животным египетского солнца Ра. Таким образом, мы видим, что эта пара представляет оппозиции: чистый / не чистый.
Важно, что территория юго-востока Украины, в частности, территория Слобожанщины (как известно, в состав входила и Харьковская губерния), которая располагается на перекрестке оседлого и кочевого типа жизни, испокон вечное соседство с Россией, Речью Посполитой и Крымким ханством сделали этот край территорией взаимовлияния разных цивилизаций и культур. История края складывалась таким образом, что в этногенезе местного народа принимали участие представители многих этносов. Но все же, по авторитетному мнению Д. Багалея, с XVII в. основними для культуры этого края стали отношения между Украиной и Россией, что и сказалось на кантоминации образов и сюжетов. Культ медведя существует у разных народов (у обских хантов, айнов, бурят, финнов, киргизов), особенно почитаемым можно считать у русских. Мышь же — священне животное, но не у славян. Таким образом, здесь вырисовывается оппозиция свой / чужой: Медведь — свой региональный тотем, Мышь — чужой, пришлый. Каждая этническая группа с начала своего возникновения стремится к отделению от других этнических групп и, соответственно, разделение тотемов на «своих» и «чужих».
В народных сказках часто указываются отношения между родственниками, фиксируются и внесемейные отношения. Родственность зверей в сказке обозначает единомышленников героя, которые помогают ему, иногда выступают в роли добротворцев. Но в нашей сказке кумование Мыши с Медведем является обманом, прикрытием для своей задумки. Упросившись в кумы, Мышь съедает весь мед и, ко всему прочему, залезла на печь. В народной традиции печь является центральным местом дома. Медведь «взял нож, тарелку и пошел ковырять мед. Пришел, а там и улья поточены. Миша пришел в хату, поставил тарелку на стол, тогда взял макогон да как хлыснет Мышку — и убил ее насмерть» (Неїло, 2003, с. 52). Такой оригинальный мотив символически отображает оборону своего локуса через борьбу двух тотемов, один из которых гибнет, а второй утверждается в процессе художественной эволюции народного мировоззрения, а также изменений в сознании народа.
Таким образом, в украинской сказке «Медведь и Мышь-кума» утверждается о готовности регионального тотема защищать свои владения и не допустить захват территории и имущества.
Список литературы
Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. — М., 1997. — 912 с.
Казки про тварин / Упор. і передмова І. П.Березовського. — К., 1986. — 237 с.
Максимова Т. А. Животные в мифах и легендах античного мира. — Абакан,
2001. — 132 с.
Налчаджян А. А. Этнопсихология. 2-е изд. — СПб., 2004. — 381 с.
Народні казки, зібрані П. Івановим / Упоряд., підгот. текстів, вступ. стаття, приміт. та словник І. В. Неїло. — К., 2003. — 512 с.
Москва, Государственный Университет — Высшая Школа Экономики