СУБЪЕКТЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО И ВНУТРИЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

T. I. Pashukova

Moscow State Linguistic University

Subjects of interethnic and intraethnic communication

The article deals with theoretical issues concerning the possibility to use the philosophical category "subject" in order to single out the levels of interethnic and intraethnic communication. The author shows that individuals, small and large groups as well as communities, including subethnoses and ethnoses, which constitute nationalities, nations and cultures can be subjects.

Участниками межэтнического и внутриэтнического общения, отно­шений и взаимодействия являются отдельные люди, большие и малые группы и общности. К ним применимы понятия единичных и коллектив­ных субъектов. Единичным субъектом является человек как носитель оп­ределенных этнических свойств, т. е. как этнофор, а к коллективным субъек­там следует отнести народности, народы, нации и культуры. Взаимодей­ствие субъектов создает определенные уровни, учет которых важен для понимания феноменов и закономерностей этнического общения.

Следует отметить, что понятие «субъект» является философской ка­тегорией. Оно предполагает предметно-практическую деятельность ин­дивида, имеющую социально-историческую природу. Субъекту прису­ще самосознание и владение «созданным человеческим миром культу­ры — орудиями предметно-практической деятельности, формами язы­ка, логическими категориями, нормами эстетических и нравственных оценок и т. д.» (Философский энциклопедический словарь, 1989, с. 633­634). В материалистической философии в качестве субъекта истории рассматриваются и народные массы, понимающиеся как основная сила, творящая и революционно преобразующая мир культуры и социальное бытие (там же, с. 634).

В этой связи применение термина «коллективный субъект» в психоло­гии оправдано, так как он характеризует совокупность людей, имеющих общие социально-психологические признаки, осознающих себя как еди­ное целое, причем людей, включенных в разнообразные коммуникатив­ные системы, а также системы совместной деятельности.

Словосочетание «субъект этнического общения» состоит из слов ла­тинского и греческого происхождения. Слово «субъект» — subjectus в пе­реводе с латинского языка означает «находящийся в основе», оно включа­ет в себя две части: sub — под и ]’аао — кладу основание, а «этнос» — от греческого слова e9voз — группа, народ, племя.

Само понятие «этнос» чаще всего используется для выделения истори­чески сложившейся на определенной территории стойкой общины лю­дей, которые имеют относительно стабильные общие черты и особеннос­ти культуры и языка, а также осознают свое внутреннее единство и отли­чие от других сообществ, что зафиксировано в самоназвании (этнониме). В научный оборот понятие «этнос» введено С. М. Широкогоровым в 1923 г. (Широкогоров, 1923, с. 4-6). Этнос или этническая общность могут быть представлены родом, племенем, народностью и др.

Субъекты межэтнического общения отличаются активностью, особен­ностями своей жизнедеятельности и познания. Ими становятся не только отдельные индивиды, но и малые и большие группы, включая субэтносы, этносы и суперэтносы как надэтнические образования, если они вступа­ют в общение и взаимодействие. Л. Н. Гумилев определил субэтносы как подгруппы этносов, входящих в основной этнос, которые имеют опреде­ленные отличия от других подгрупп. Примером субэтносов среди рус­ских являются казаки, сибиряки и др. (Гумилев, 2007).

Идея анализировать уровни отношений, задаваемые единичными и коллективными субъектами, принадлежит Г. М. Андреевой, которая в плане этнопсихологических исследований поддержана Р. Нойман в связи с вопросами социальной перцепции (Андреева, 1977; Neumann, 1986). Но уровни целесообразно анализировать и в связи с изучением феноменов и закономерностей межэтнического и внутриэтническо — го общения.

Этнопсихологические особенности субъектов наиболее ярко обнару­живаются в различных видах взаимодействия с представителями других этногрупп и культур.

Уровни общения и взаимодействия взаимосвязаны, но их выделение чрезвычайно важно для теоретического анализа. Так, например, межлич­ностное общение и взаимодействие происходит на фоне общения коллек­тивных субъектов, к которым они принадлежат, хотя оно и характерно для двух или нескольких этнофоров, в одних случаях являющихся, а в других — не являющихся членами одной контактной группы. Следует от­метить и общение этнофора с самим собой, специфика которого, по-ви­димому, будет задаваться типом культуры, национальными особенностя­ми, развитием и другими факторами.

Важно учитывать уровни и межгруппового общения в связи с тем, принадлежат ли группы к одной общности (этносу, суперэтносу) или к разным. Следующий уровень может отличать общение наций, наро­дов и культур. В ряде случаев, например, в исследованиях касающихся политической психологии, имеет значение выделение общения и от­ношений конкретного этнофора со своей этнической общностью, на­родом, гражданами или, напротив, с представителями чужой этничес­кой общности.

Всевозможные соотношения разных субъектов, вступающих в контак­ты друг с другом, создают несколько десятков вариантов уровней обще­ния. Их сравнительно-сопоставительный анализ может помочь устано­вить специфику действия закономерностей восприятия, общения, отно­шения и понять причину возникновения этнопсихологических феноме­нов с учетом внутриэтнического или межэтнического характера обще­ния индивидуальных и коллективных субъектов.

Субъектами внутриэтнического общения выступают отдельные инди­виды, социальные группы и субэтносы как части этноса. Этнопсихологи­ческие особенности субъектов внутриэтнического общения проявляются в сходстве коммуникации, в похожести поведенческих паттернов реаги­рования в различных видах деятельности — игре, учебе и труде. Уровни внутриэтнического общения включают межличностное общение, харак­терное для двух или нескольких этнофоров, а межгрупповое внутриэтни- ческое общение — это общение групп, происходящее в рамках одной общ­ности. Для социально-психологического исследования имеет значение не только общение конкретного индивида или малой группы со своей этни­ческой общностью, но и отношения социальные, классовые, которые тоже имеют место внутри определенного этноса.

В настоящее время большее количество проводящихся этнопсихоло­гических исследований направлено на изучение межличностных и роле­вых отношений у разных народов в связи с влиянием возрастного, поко­ленного и гендерного факторов (в том числе роли маскулинности-феми — нинности), культурных традиций и порождаемых ими ожиданий, каса­ющихся общения в семье, на работе, во время праздников и будней. Куль­турные традиции детерминируют и поведение этнофоров в конфликтах. Они обуславливают лидерство, стиль руководства, особенности реализа­ции функций власти, доминирования в тех или иных сферах жизнедея­тельности индивидов, специфику их отношений и обращений к пожи­лым людям и детям, влияют на отношения между соседями, определяют особенности ориентаций на материальные и духовные ценности и др. (Резников, 2006 и 2007).

Не менее важными с точки зрения этнопсихологии являются ис­следования особенностей общения и внутригрупповых отношений, которые существуют в рамках одного и того же этноса и определяют­ся каналами коммуникации и способами построения отношения меж­ду субэтносами. Кроме того, общение происходит и между культура­ми, например, арабской и европейской, коллективистическими и ин­дивидуалистическими, между культурами прошлого и настоящего. Отметим, что, несмотря на выделение в современной науке таких об­разований, как геокультуры и цивилизации, они как субъекты ме­жэтнического взаимодействия и общения в этнопсихологии обычно не рассматриваются.

Особенности этногрупп и специфика их общения дают о себе знать в очень разных сферах человеческой жизнедеятельности, а трудности орга­низации контактов и взаимодействия ведут к конфликтам и войнам.

Таким образом, для понимания феноменов и закономерностей ме­жэтнического и внутриэтнического общения и взаимодействия необхо­димо учитывать уровни отношений, задаваемые участвующими в них субъектами.

Список литературы

Андреева Г. М. К построению теоретической схемы исследований социаль­ной перцепции //Вопросы психологии. — 1977. — № 2. — С. 3-14.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 560 с.

Резников Е. Н. Теоретические и методические проблемы этнической пси­хологии. — Мн.: Изд. Центр БГУ, 2006. — 440 с.

Резников Е. Н. Психология этнического общения. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН» 2007. — 160 с.

Философский энциклопедический словарь /Редколл. С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичёв и др.; 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.

Широкогоров С. М. Предисловие //Этнос: Исследование основных принци­пов изменения этнических и этнографических явлений. — XVIII. — Т. 1. — Шан­хай: Изд-во Восточного ф-та Дальневосточного ун-та.1923. — С. 4-6.

Neumann R. Interpersonelle Wahrnehmung in internationalen Arbeitskol­lektiven — theoretische Probleme //Wissenschaftliche Zeitschrift der Wilhelm — Pieck — Universitat Rostock. Gesellschaftswissenschaftlich Reihe. — Heft 7. — 1986. — S. 73-74.

Е. Е. Петракова

Москва, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Updated: 29.08.2013 — 20:36