САМОПОВРЕЖДЕНИЕ В МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУРАХ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЙ)

[9] N. A. Polskaya

Saratov, Pedagogical Institute of Saratov State University Self-injury behavior in youth subcultures (research results)

The article reviews the results of the research of self-injurious behaviour in subcul­tures. Self-injury is considered as an indicator of psychological deficiency which shows itself on the level of self-esteem, coping-strategies and understanding of emotions. Cultural functions of self-injury are defined by symbolical meaning which is attributed to it by local subculture norms.

Под понятием «субкультура» подразумевается объединение людей, отчуждающих себя от норм и правил традиционной культуры, через со­здание собственной культурной символической системы, предписываю­щей членам локальной субкультуры определенные нормы и правила по­ведения, как внутри субкультурного сообщества, так и в рамках традици­онной культуры.

Исследование психологических аспектов субкультурных групп пред­ставляет определенную сложность, обусловленную строгими граница­ми, сохраняющими уникальную гомогенность субкультуры и обеспечи­вающими ее защиту от давления и поглощения традиционной культу­рой. Успешность психологических исследований в данном направле­нии осложняется еще и тем, что лишь исследователь, разделяющий идеи изучаемой субкультуры, может рассчитывать на поддержку его иссле­довательских намерений и заинтересованность со стороны представи­телей субкультурных групп.

Начиная с 2007 года, нами было предпринято несколько исследова­ний в различных неформальных субкультурных объединениях («роке­ры», «панки», «эмо»). Эти исследования осуществлялись в русле изуче­ния психологических факторов самоповреждающего поведения. Извест­ный факт широкой распространенности практик самоповреждения именно в этих группах, побудил нас провести ряд эмпирических иссле­дований, направленных, во-первых, на выявление и оценку фактов само — повреждения; во-вторых, на выявление взаимосвязи различных психоло­гических показателей с фактами самоповреждения. Исследовательский материал собирался студентами (Киреева, 2007; Маслова, 2008; Алешин,

2010) , являющихся членами научно-исследовательской лаборатории пси­хологии нарушений поведения детей и подростков Педагогического ин­ститута Саратовского Гу. Исследователи либо сами являлись представи­телями неформальных субкультур, либо поддерживали определенные субкультурные идеи и ценности.

Все исследовательские программы проводились с введением конт­рольной выборки (подростки и юноши, не ассоциирующие себя с нефор­мальными молодежными: субкультурами). Для обработки и анализа дан­ных использовались все необходимые статистические процедуры с обяза­тельным включением описательных и частотных статистик, корреляци­онного анализа, таблиц сопряженности, кластерного анализа. В данном сообщении будут указаны наиболее значимые выводы.

В исследовании, направленном на изучение феномена модификаций тела и осуществленном в группе молодых людей, относящих себя к суб­культуре «рокеры», была выявлена тенденция прибегать к практикам самоповреждения и аутоагрессии, девиантным стратегиям поведенчес­кого риска в эмоционально нестабильных ситуациях. Если для конт­рольной группы модификации тела ассоциировались с рискованным поведением, то у экспериментальной группы имелась устойчивая связь модификаций тела с самоповреждением. Кроме того, были выявлены вза­имосвязи между фактами самоповреждения, самостоятельными модифи­кациями и суицидальными намерениями, которые позволили нам пред­положить, что возможной функцией модификаций тела является функ­ция избегания аутоагрессивной травматизации и суицида. В экспери­ментальной группе был определен более высокий процент неадаптив­ных копинг-стратегий, наибольшие различия были выявлены на уровне поведенческих и эмоциональных копингов, что позволило сделать вывод о том, что модификации тела включены в модели непродуктивных спосо­бов совладания со стрессовыми ситуациями. Причем в рамках подобных моделей модификации тела выступают в качестве условно адаптивных стратегий, реализуя аутодеструктивные побуждения в социально «раз­решенной» форме.

В исследовании, проведенном в субкультурном сообществе «эмо», изу­чались взаимосвязи между субъективным восприятием социальной под­держки, самооценкой и фактами самоповреждения. Были выявлены вы­сокие показатели самоповреждения в экспериментальной группе по срав­нению с контрольной группой, что позволяет нам говорить о возможном влиянии групповых ценностей и стиля жизни на закрепление поведен­ческих стратегий самоповреждающего характера. Несмотря на то, что и в контрольной группе были выявлены отдельные эпизоды самоповреж — дений, в экспериментальной группе практически все респонденты указа­ли более одного факта самоповреждения. Большинство респондентов этой группы не ограничиваются каким-либо одним действием, а используют комплекс приемов самоповреждения, что указывает на сформированность модели самоповреждающего поведения. Выявленные корреляции между фактором самоповреждения и самооценкой, позволили предположить, что низкая оценка собственной активности и социальной привлекатель­ности поддерживает паттерн самоповреждающего поведения.

В исследовании, проведенном в сообществе, позиционирующем себя как «панки», была установлена взаимосвязь показателей самоповрежде­ния с показателями эмоционального интеллекта и самооценкой. Было определено, что оценка внешних событий, как оказывающих "невыноси­мое психологическое давление", взаимосвязана с интенсивностью и раз­нообразием форм самоповреждения; самооценка своего поведения, как поведения высокого риска, имеет прямую связь с пониманием эмоций и отражает сформированность и зрелость уровня управления своими эмо­циями; склонность к самопорезам, как одной из форм самоповреждения, поддерживается слабостью уровня контроля экспрессии, т. е неспособно­стью контролировать внешние проявления собственных эмоций.

Таким образом, мы получили данные относительно склонности пред­ставителей неформальных молодежных субкультур к самоповреждени — ям. С одной стороны, психологический дефицит конструктивных стресс — преодолевающих стратегий, нестабильная и противоречивая самооцен­ка, трудности в понимании и управлении эмоциями (как собственными, так и других людей) — все это создает серьезные трудности для формиро­вания собственной идентичности и, соответственно, трудности определе­ния своего места в культуре и обществе. С другой стороны, проблема со­циализации решается в своеобразном инкубаторе — субкультурной груп­пе, которая сохраняя дистанцию в отношении традиционной культуры, при этом выполняет все основные культурные функции, основанные на взаимодействии, передаче знаний и коммуникации.

Самоповреждения могут быть предиктором психологической (преж­де всего, эмоциональной) уязвимости, специфическим способом обмена информации, формой инициации, практикой символических действий, психологической стратегией символического замещения (суицидально­го намерения на акт самоповреждения) и даже практикой социального научения. Вполне очевидным становится тот факт, что переживание боли и болезненных физических манипуляций с собственным телом, имеет глубокое психологическое содержание и культурное значение, которое в феномене неформальной субкультуры выступает наиболее отчетливо, как попытка прийти к недостижимому равновесию между уникальностью «индивидуального» и тотальностью «культурного».

Н. Л. Пушкарева

Москва, Институт этнологии и антропологии РАН

Им. Н. Н. Миклухо-Маклая

Updated: 31.08.2013 — 01:50