Психология взаимоотношений

Психология взаимоотношений мужчины и женщины


МИГРАЦИЯ КАК ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА

В культуре, быте, языке любого государства, даже этнически чистого, всегда присутствуют элементы заимствования не только у близких, но и у весьма отдаленных соседей. Эта отдаленность мо­жет быть как во времени, так и территориальной и иметь различ­ную силу проявления. В одних ситуациях присутствие таких эле­ментов связи и их проявление составляют предмет гордости и чес­ти. В других случаях их стараются скрыть, отмежеваться от какой-либо общности, утверждая чистоту этноса. Одна и та же состав­ляющая истории этноса в разных условиях и в разное время можетиметь разное значение. Этот фактор играет исключительно важ­ную роль в психологии массового воздействия, в формировании идеологической работы, в ведении пропагандистской деятельности.

Причины постоянного процесса перемешивания этнических ли­ний на протяжении всего существования общества людей остаются одинаковыми и носят абсолютный характер, что говорит о наличии объективных закономерностей этого процесса. На каждом истори­ческом этапе этот процесс имеет свое социально-средовое отобра­жение и форму разрешения. Во всех случаях перемешивание этни­ческих составляющих населения связано с процессом его миграции, причина которой может быть как привлечение одной стороны дру­гой, так и гонение, что говорит о двух видах побуждающих условиях — положительных и отрицательных. В различных ситуациях долевая значимость этих составляющих может быть разной.

Для понимания причин, побуждающих потребность в миграции населения, необходимо представить существующую классифика­цию этого процесса и определить социальную и биологическую его составляющие.

Перемещение населения из одной страны в другую носит на­звание эмиграции (выселение), что означает добровольный или вынужденный уход людей из страны, гражданами которой они яв­ляются, и их расселение в какой-либо другой стране, либо имми-грацы (вселение), когда граждане одного государства поселяются постоянно или на длительный промежуток времени на территории другого государства.

Как вселение, так и выселение являются составной частью об­щего, объединяющего их понятия «миграция», поэтому для харак­теристики каждого из них и введения классификации достаточно рассмотреть природу миграционного процесса в общем.

Миграция (migratio от migro — переселяюсь) — перемещение людей, связанное со сменой места жительства. Подразделяется на безвозвратную, временную, сезонную. Миграция может подразде­ляться на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя миграция связана с перемещением сельского населения в город и городского в село. В связи с индустриализацией жизни как тенденцией развития на со­временном этапе миграция сельского населения в город представ­ляет серьезную проблему во всем мире. Внутреннюю миграцию можно рассматривать в целом как смену района жительства.

Выделяются так называемые маятниковые миграции — регу­лярные поездки к месту работы, учебы, лечения за пределы своего места проживания. Этот вид миграции может быть как внешним, так и внутренним.

Во всех случаях процесс миграции приводит к перемешиванию в результате общения элементов культуры, обычаев, ознакомле­нию с образом жизни других народов или ближайших соседей.

В основе миграционных процессов всегда лежат побуждающие причины, которые определяют мотивацию такого рода поведения, как смена места жительства. Потребность в этом может быть про­диктована как принуждающими, так и привлекающими факторами. То есть в диапазоне различных жизненных ситуаций можно выде­лить крайние границы как принуждающие (-1), так и привлекающие (+1), которые побуждают к смене места жительства. В свою оче­редь все многообразие жизненных ситуаций охватывается социаль­ными и биологическими условиями жизнедеятельности, что и со­ставляет поле системообразующих условий, диктующих миграци­онные процессы. В стабильных условиях жизни в пределах этого поля наблюдается нормальное распределение граждан по оседло­сти и побуждающим причинам перемещений (рис.8).

Биологические условия оседлости или необходимого переселе­ния были в полной мере объяснены исследованиями по изучению индивидуальной нормы функциональной жизнедеятельности орга­низма. В работах ученых Сибирского отделения Академии Наук СССР были показаны существенные различия в константах меди­цинских норм здоровья жителей европейской части страны и або­ригенов азиатского севера. Аналогичные исследования проводи­лись в 60-70-е гг. XX в. во всех странах. Была также установлена отдаленность перемещения одного народа по территории плане­ты, а также допустимая скорость такого перемещения, когда не наблюдаются неблагоприятные изменения в состоянии здоровья.

Истинная причина этого явления стала понятна только в последнее десятилетие благодаря развитию математической биологии.

Человек, находясь в конкретной среде существования и будучи тесно связан адаптивными адекватными формами поведения, представляет как бы сжатое внутреннее отображение окружающей его внешней среды жизнедеятельности. Именно климатогеографи-ческие условия, микроэлементы в продуктах питания влияют на структуру обменных процессов. Последние при всей допустимой их вариации проявляются в конституции телосложения, темперамен­те характера поведения и являются внешним своим проявлением. Именно этим и объясняется многообразие конституциональных типов телосложения для конкретных регионов на нашей планете, что определяет расовые и этнические типы. Однако это ни в коем случае не определяет уровень интеллектуальных различий такого вида типизации людей и однозначно указывает на невозможность существования высшей расы, способной расселиться по всей плане­те без ее трансформации под влиянием физических условий окру­жающей среды.

Подробно эти вопросы изучаются в курсе антропологии. В дан­ном случае необходимо лишь понимать наличие диапазона биоло­гических факторов среды, которые могут быть причиной миграци­онного процесса для одних лиц и строгой оседлости для других. Пренебрежение этими сведениями или их незнание может приво­дить к тяжелым нарушениям здоровья с летальным исходом, что констатируется большим объемом практических наблюдений из истории вынужденного переселения большого контингента людей.

Наряду с биологическими факторами, но вне зависимости от них существуют социальные условия организации жизнедеятельно­сти людей, которые могут создавать условия, побуждающие к уходу из данной среды жизнедеятельности. Эти условия всегда связаны со стремлением улучшить свою .жизнедеятельность либо стабили­зировать ее до уровня нормальных условий. Во всех случаях этот процесс можно рассмотреть как результат действия сил принужде­ния к переселению и противостояния им. В зависимости от их со­отношения и определяются формы миграционного процесса как в его внутренних, так и внешних проявлениях.

Из всего многообразия факторов среды существования, кото­рые могут явиться причиной миграционных процессов, можно вы­делить базовые. Использование последних позволяет системати­зировать пространство событий, приводящее к условиям миграции или оседлости населения. К числу базовых характеристик можно отнести физические условия жизни, экономические и морально-нравственные. Последующее определение стабильности или осед­лости зависит от соотношения этих базовых характеристик. Как и в предшествующем случае, каждая из этих характеристик имеет не­который диапазон своего проявления, который заключается от -1 до +1. Таким образом, полное упорядоченное пространство собы­тий, отражающих миграционные процессы, можно представить как трехмерное декартовое, где одна ось — физические условия жизне­деятельности, вторая — экономические (э) и третья — морально-нравственные (м-н), что видно на рис.9.

В данном трехмерном пространстве событий диагональ АС, соединяющая вершины всех трех положительных и всех трех отри­цательных значений базовых характеристик, может быть названа диагональю миграционных проекций.

Вершина отрицательных значений характеризуется принуди­тельным изгнанием из среды по всем трем параметрам.

Вершина положительных значений характеризуется доброволь­ным стремлениям покинуть среду и переместиться в более благо­приятные условия. Если провести перпендикулярные плоскости к диагонали миграционных процессов, то можно определить либо классифицировать степень миграционных побуждений и числен­ность лиц, которые проявляют эти стремления. Если миграцион­ные процессы невозможны, то в таком случае формируются спосо­бы стабилизации среды и в зависимости от соотношения противо­действующих сил проявляется одна из девяти ранее описанных форм отношений в действии сил, приводящих к миграции и проти­востоящим им (рис. 10).

Наибольшую площадь сечения из проведенных перпендикуляр­ных плоскостей имеет та, которая проходит через пересечение осей координат и соответствует точке уравновешенных отношений или оседлости населения. По мере удаления в обе стороны активность к перемещениям нарастает. Пространство между плоскостями 2 и 3 соответствует готовности покинуть свой край, здесь находится зона функционального оптимума организации жизненных условий оседлости, она охватывает 68% населения. В данном пространстве можно установить предельные границы сочетания различных со­ставляющих условий жизнедеятельности, при которых формируют­ся стабильные условия организации сообщества.

Между плоскостями 3 и 5, 2 и 4 находится пространство актив­ных миграционных побуждений и стремления покинуть свою среду пребывания. Область 3-5 — по мотивам неблагоприятных условий (принуждение). Область 2-4 — по мотивам привлекательного улуч­шения жизни (привлечение). Объем этого пространства составляет 28% (по 14% в каждой области).

Между плоскостью 4 и вершиной, а также плоскостью 5 и соот­ветствующей вершиной заключаются условия, которые приводят к миграции как единственному и безвыходному решению возникшей ситуации. Общий объем лиц, побужденных этими стремлениями, составляет 4%: по два в каждой области.

Изложенные положения представляют полезный материал для целенаправленного формирования процесса миграции при созда­нии условий или представлений о них по всем трем координатам, что и используется в средствах психологического воздействия через средства массовой информации в целях формирования и управле­ния общественным мнением.

Условия миграции естественным образом ведут к этническим перемещениям, внедрению элементов иной культуры, быта, иных традиций, обычаев. В зависимости от их различия происходит ас­симиляция либо конфронтация, что приводит в одном случае к возникновению новых оттенков культуры, а в другом — к созданию обособленных землячеств, автономий, либо скрытых организаций, тайных обществ, сект, а при крайней нетерпимости — к уходу из этой среды либо гибели. Возможный исход таких отношений зави­сит от степени отличия социальных условий среды существования. Именно в обобщенном упорядоченном пространстве условий со­вместной жизнедеятельности представляется возможность дать теоретическое обоснование тех критериев межэтнического взаи­модействия, когда наблюдается взаимное слияние интересов и ас­симиляция культур либо полное безболезненное поглощение одной этнической общности другой.

В силу того, что взаимопонимание и преемственность воспри­ятия утрачиваются прямо пропорционально отдаленности пред­ставлений и убеждений о чем-либо, в системе «представление-сила убежденности в правильности двоих представлений — степень от­даленности взгляда на наблюдаемый процесс» будет отмечаться экспоненциальная зависимость (рис. 11).

При полном совпадении этнических культур говорить о разли­чиях не приходится. Единственным фактором неприятия «чужого» является полное насыщение среды и невозможность принятия до­полнительной численности без ущемления своих интересов благо­получия. Если же еще до насыщения плотности мигрирующие на­рушают местные традиции, правила общения, то возникает непре­емственность инородного присутствия, и чем это возмущение больше, тем острее развивается конфликт, разрешение которого может приобрести неблагожелательный характер, что описывается уравнениями конкурентных отношений.

Взаимообмен и объем новизны в представлениях друг о друге зависит от полноты понимания и отдаленности взглядов. Следова­тельно, объем обмена и взаимного дополнения в отношении двух сторон может быть представлен как площадь прямоугольника, вписанного под кривой падения взаимопонимания. Задача нахож­дения оптимальных условий взаимодополнения и наиболее быст­рой интеграции отношений, проявляющихся во взаимной ассими­ляции этносов, сводится к определению максимальной площади вписанного прямоугольника. Ее решение дает значение ординаты, равное 1/е, где е — число Непера, равное 2,72, что с соответствую­щей степенью точности можно принять за 0,37, или 37%. Таким образом, допустимая степень несовместимости интересов не мо­жет превысить границы 37%. Следовательно, интенсивность взаи­мопонимания и взаимопроникновения за пределами этой границы начинают быстро падать. Общая картина этого процесса может быть представлена на рис. 12.

Взаимное общение представителей различных социокультур­ных этнических образований не может нести полного объема пред­ставлений о всей общности, тем более, что она не представляет однородную структуру. Тем не менее, в силу психологических осо­бенностей формирования стереотипных представлений о событиях или явлениях, связанных с обобщающим характером создаваемых заключений, поведение отдельного представителя этноса или группы переносится в нашем представлении на всех его представи­телей. Через средства массовой информации либо прямое меж­личностное общение характерные черты более ярко концентриру­ются и представляются как типичное поведение любого предста­вителя этноса или нации.

Именно эта психологическая особенность формирования обоб­щенных представлений лежит в основе пропаганды, и в зависимо­сти от конкретно поставленных целей усиливаются одни характер­ные черты поведения и ослабляются другие. При этом формирует­ся образ врага или друга.

В многонациональных государствах этнический вопрос всегда составляет актуальную проблему и является ядром национальной политики. Его решение во многом зависит от конкретных социаль­но-экономических условий и на каждом этапе может решаться по-разному, от стремления достичь межнационального единства, до разжигания межнациональной розни. Так как ни одно государство не является изолированным образованием, то в межгосударствен­ных отношениях при решении конкретных задач также широко ис­пользуются стереотипы обобщенного этнического образа. Во всех случаях для правильного понимания развиваемых представлений как результата уже сформированной цели следует видеть причины, породившие подобного рода пропаганду и формирование общест­венного представления. При возникновении неблагоприятных ус­ловий всегда осуществляется поиск причин, породивших эти усло­вия, то есть виновных в создавшейся ситуации. Начинается разгра­ничение на коренных жителей и мигрантов, которые усложняют ситуацию. Срабатывают условия верхней границы допустимой чис­ленности, которая определяет минимально допустимое удовле­творение. За ее пределами возникают лишние люди. Нарастающая неудовлетворенность, подобно эмоциональному состоянию в ин­дивидуальном поведении, резко сужает объективность суждений.

В поле зрения попадают причины, наиболее характерные сте­реотипному образу или формируемому целенаправленно. Все от­рицательное, что характерно и «своему», приписывается «чужаку» как основной причине создавшейся ситуации.

В период роста и становления, если успешному развитию спо­собствует «чужой», происходит обратный процесс. Все хорошее приписывается «чужому», потому что там лучше, и обобщение дос­тояния «соседей» переносится на отдельного их представителя. Этот процесс имеет полный аналог формирования индивидуально­го мнения при первом общении о ком-либо. Вне зависимости от достоинств или недостатков определенной личности создание о ней первого представления из предшествующих каналов формиру­ется на основе предшествующего опыта и воображаемого резуль­тата. На основе порожденного представления происходит первое знакомство, когда уже целенаправленно ожидается предполагае­мая форма поведения. Такое отношение существенно нарушает долевую значимость ожидаемого поведения в общей структуре личности. Подтвержденное ожидание даже незначительным его проявлением утверждается с коэффициентом характерного вооб­ражения.

Этот эффект создания воображаемого представления и пере­носа частного на общее и общего на частное как результат обоб­щающего свойства в организации стереотипного образа в психике отдельной личности полностью наблюдается в психологии масс. Будучи неоднородными по своей структуре, массы тем не менее имеют структуру своего распределения, и основное ядро индиви­дуумов составляет то среднее представление из предшествующего опыта, которое сохраняется в культуре, традициях и порождает во­ображение о предполагаемом поведении «чужих». Именно знание культуры и традиций этноса и позволяет при правильной организа­ции работы идеологических структур и пропагандистской деятель­ности целенаправленно манипулировать мнением масс.

Основным требованием в успешности этой деятельности явля­ется установление структуры распределения этнического пред­ставления о внешнем или инородном для ее культуры, быта, тра­диций. В любой культуре этноса имеются отрицательные и поло­жительные составляющие в построении структуры взаимного об­щения с внешним или инородным. Установление диапазона вариа­ции от предельно отрицательного до предельно благожелательно­го представляет структуру социальной составляющей этого этноса. Установление этого диапазона может осуществляться не только через непосредственное общение, но и посредством изучения ли­тературы, традиций, обычаев, периодической информации, всех тех сведений, которые накопила этнография. Установление наиболее характерного ядра культуры в распределении ее проявления в диа­пазоне от наиболее отрицательного до предельно благоприятного и будет соответствовать математическому ожиданию в структуре распределения. Наличие асимметрии или эксцессов в таком рас­пределении свидетельствует о динамике какого-либо процесса преобразования данного общества или конкретного этноса. Нор­мальное распределение будет указывать на стабильность положе­ния. В любом случае, зная социокультурное средовое накопление отрицательного и положительного представления о чужом и ино­родном, можно целенаправленно влиять на изменение этих пред­ставлений, даже если они не будут опираться на объективные факты.

В силу инертности перестройки стереотипов мышления — при переходе от отрицательного к положительному на определенном промежутке времени можно сформировать мнение о чем-либо, основываясь на воображаемом представлении без реального под­крепления.

При формировании такого мнения масс требуется учитывать соотношения в представлениях о хорошем и плохом у чужого или инородного, т. е. уравновешенность в их представлениях и вообра­жении.

Не менее важной особенностью в психологии целенаправлен­ного формирования массового мнения является необходимость учета границ его распространяемости или локализации. Эта черта в психологии этноса или масс аналогична процессам иррадиации и концентрации в отражении индивидуальной психики. В психологии масс это свойство определяется коммуникативностью среды, ее средствами массовой информации, степенью значимости или важ­ности в передаче информации для жизнедеятельности.

Таким образом, ранее рассматриваемый темперамент нации имеет практически реальные структурные основы своего проявле­ния в любой нации или этносе и в своей основе соответствует структурной организации темперамента личности.

Что же касается характера народа или личности, то это не что иное, как наиболее типичное проявление конкретных форм пове­дения в отношении «свой-чужой» заполненное данным социально-средовым содержанием, которое и позволяет установить принад­лежность индивида к той или иной общности с точностью обоб­щенного переноса частного на общее и общего на частное.

При условиях миграции, если она осуществляется целенаправ­ленно, необходимо учитывать все эти факторы и планомерно ими пользоваться. В условиях непредвиденного миграционного процес­са неизбежно будут возникать конфликтные ситуации и их пути разрешения будут определяться отношением силы сталкивающих­ся интересов и их направленности, что было подробно рассмотрено ранее. В данном случае действуют объективные законы разреше­ния ситуации, но они остаются неуправляемыми со стороны от­дельной нейтральной позиции, если нет подробных сведений об истинных причинах или потребностях, которые привели к такой активной миграции.

К числу причин или потребностей как внешней, так и внутрен­ней миграции, в соответствии с отмеченной ранее классификацией можно отнести следующее. Положительные потребности в обмене знаний и культур влекут к приглашению ученых и специалистов на постоянную или временную работу, посылке студентов и специали­стов на учебу, обмену театральными выступлениями, выставками культурных и научных достижений, торговле промышленными и бытовыми товарами, туризму, проведению международных науч­ных исследований, созданию политических и общественных орга­низаций, проведению их съездов и симпозиумов, организации спортивных встреч и соревнований.

Естественно, перечисленные*положительные факторы, опреде­ляющие миграцию людей самых различных национальностей, со­ставляют незначительный процент, но средства массовой инфор­мации организуют всячески пропаганду к увеличению численности этой части мигрирующего населения. Во всех случаях всегда можно определить степень проявления трех составляющих компонентов миграционного перемещения — экономического (материального), морально-нравственного, или духовного, и физического. В каждом конкретном случае долевая значимость той или иной причины мо­жет быть ведущей.

Отрицательные причины принудительной миграции также свя­занны с решением материальных, духовных или физических про­блем, но в данном случае население, гонимое создавшимися не­удобствами и невозможностью их разрешения, стремится найти более благополучную нишу своего существования, при этом проис­ходит сталкивание интересов пришедшего и коренного населения. В зависимости от существующих потребностей и возможностей местных условий развиваются отношения с эмигрантами. Условиями изгнания могут быть политические или религиозные преследования, материальное бедствие, тяжелое состояние здоро­вья, которое может быть поправлено (или имеется надежда на это) именно в той или иной стране. Массовая миграция связана с при­родными бедствиями, с войнами, что создает потоки беженцев, переселенцев, эвакуантов, депортированных и резко обостряет возможность удовлетворения неожиданно выросших потребностей.

Как положительные, так и отрицательные факторы этнической миграции обеспечивают непрерывную ротацию культур, знаний, усиливая интернализацию и стирание этнической ограниченности в развитии человека. С одной стороны, этот факт является прогрес­сивным элементом социального развития человека и способствует стиранию этноцентристских течений, порождающих националисти­ческие амбиции и вражду между людьми. С другой стороны, в мно­гонациональном обществе при наличии определенной обособлен­ности всегда есть возможность посеять рознь, провоцируя усиле­ние превосходства одних этнических групп над другими. Именно этот рычаг является основным при проявлении интересов одного государства на обладание необходимым в другом государстве. Осуществление провокационных действий на почве этнических, религиозных различий создает нестабильность внутреннего поло­жения, ведет к разрознению общности совместных интересов и как последующий шаг — оказание помощи мнимо пострадавшей части этнического населения в целях восстановления прав человека. Под прикрытием благовидных устремлений в оказании помощи всегда решаются строго конкретные потребности, связанные с экономи­ческими целями, которые находят свое разрешение в политических или военных акциях, экономических блокадах, что в целом не при­носит разрешения внутренних межэтнических проблем государст­ва, но в значительной мере ослабляет его потенциал противостоя­ния агрессивным намерениям со стороны внешнего воздействия.

В настоящее время особое значение приобретают средства массового воздействия в формировании общественного мнения и наибольшую роль в этом отношении играют радио и телевидение. Важность средств массовой информации в идеологической обра­ботке масс осознается в любом государстве и используется в соот­ветствующих интересах. В целях идеологической борьбы создаются вещательные радиостанции, телецентры, спутниковое телевидение.

В фашистской Германии с 1936 г. особое внимание уделялось массовой пропаганде, которая осуществлялась через кино, радио, массовые митинги. Радио набирало свою мощь как средство веща­ния, кино стало уже звуковым, еще не было телевидения, но на съезде НСДАП в Нюрнберге говорилось: «Пропаганда помогла нам прийти к власти. Пропаганда поможет нам удержать власть. Пропаганда поможет нам завоевать весь мир». Если в этих словах и было преувеличение, то не слишком большое. Трудно переоце­нить значение тотального манипулирования массовым сознанием, которое использовалось в то время. Сегодня возможности подоб­ного влияния на массы во много раз возросли. Телевидение прони­кает в каждый дом, широкий арсенал передач, охват зрителей не­ограничен как по месту нахождения, так и по возрасту и по времени воздействия.

В настоящее время идет острая идеологическая борьба между национальными культурами и массовой культурой, которая насаж­дается Соединенными Штатами Америки. Американское кино и телевидение практически вытеснили национальные кино и теле­программы во всех странах мира. Глобальность господства США является основной идеологией этого государства. Достижение им своих целей во многом осуществляется через использование этни­ческих и национальных отношений в многонациональных государ­ствах. Аналогичным образом в ряде случаев решались и решаются вопросы внутренней политики ряда государств. Национальный во­прос, будучи порожденным государственным образованием, так или иначе ведет к дальнейшей интернационализации мировой эко­номики и культуры, стиранию национальных или этнических гра­ней, и на этом пути для достижения экономического благополучия одних народов этнический или национальный фактор является только удобным инструментом в разрешении этих проблем.

Естественно, что в социальном развитии человечество достиг­нет равенства в своих знаниях, культуре, условиях жизни. Постоян­ная миграция, какой бы незначительной она не была, систематиче­ски стирает генетическую и расовую чистоту этноса и нации, и на этом пути не может быть господствующей нации либо этноса. Так же как и минувшие тысячелетия, уходят в историю одни народы, формируются другие. Процесс развития нации непрерывен, и стремление закрепить ее присутствие на века является несостоя­тельной задачей.

В настоящее время вновь остро встают проблемы беженцев, массовых переселений в связи с локальными войнами (Чечня, Ко­сово, Нагорный Карабах, Абхазия и др. районы), с экологическими катастрофами, плановой эвакуацией по различным причинам. Все это, естественно, нарушает стабильность ранее сложившихся жиз­ненных устоев. Возвращение ранее депортированных народов на места прежнего проживания сталкивается с неудовлетворенностью ожидаемого благоустройства и притязаний на ранее существующее положение этих народов. При этом не учитываются потребности нынешнего коренного населения. Подчеркивая насильственность процесса депортации и стремление восстановления исконных прав ранее проживаемых народов, абсолютно умалчивают истинные причины их депортации.

Расценивая прошлые переселения целых народов как геноцид, необходимо всесторонне представить истинные причины подобно­го процесса. Ибо их возвращение на уже занятую территорию практически является планируемым конфликтом, который носит только форму этнического конфликта. При необходимости исполь­зуется только эта сторона представления, хотя истинное положе­ние дел связано с экономическим удовлетворением потребностей основной массы переселенцев. Именно с этими процессами стал­кивается и Украина, как новое государство. Они не являются ха­рактерными только для данного государства. Их можно наблюдать в любом многонациональном государстве, и способы разрешения этих проблем часто решаются силовыми методами, которые при­водят к физическому истреблению друг друга и массовым жертвам.

Интеграция Украины в европейское сообщество и ее тесная связь с предшествующей историей в Советском государстве, ко­нечно, создают своеобразные особенности в развитии националь­ной политики в многонациональной Украине, но взвешенность в решении этих вопросов позволяет сохранить на всем промежутке перестроечных процессов гражданский мир и исключить остроту межэтнических противоречий, что является естественным дости­жением государственного строительства в Украине.

Posted in ЭТНОПСИХОЛОГИЯ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *