Итак, до настоящего времени мы занимались в основном различными вариациями одной основной темы, которую кратко охарактеризовали оЛюбовь и чеснокп. Но то, что дает применение этой методики,- всего лишь мелкие, безвредные стычки в сравнении с взрывной силой такой, казалось бы, безобидной на первый взгляд просьбы, как просьба вести себя непосредственно. Из всех силков, капка —
Нов и прочих хитроумных ловушек различных размеров и назначений, которые
Имеются в арсенале всякого уважающего себя квалифицированного СПО, пара —
Докс опризывов к непосредственному поведениюп является, вне всякого сом —
Нения, оружием, получившим наиболее широкое распространение. А уж коли
Речь зашла о парадоксах, то тут мы имеем налицо парадокс самого что ни
На есть наипервейшего сорта — что называется, редкий экземпляр, удовлет —
Воряющий самым строгим требованиям формальной логики.
В освященных временем храмах логического Олимпа понятие опринуждениеп
И понятие онепосредственное поведениеп — то есть такое поведение, кото —
Рое не сдерживается ни логикой, ни памятью, никакими внешними силами или
Ограничениями,- считаются понятиями совершенно не совместимыми. Подчи —
Няться приказу и оставаться при этом естественным и непосредственным так
Же невозможно, как усилием воли заставить себя забыть о каком-то непри —
Ятном происшествии или выполнить сознательно принятое решение спать
Крепче. Одно из двух, либо мы ведем себя непосредственно, пользуясь пол —
Ной свободой выбора, либо подчиняемся воле других — и тогда какая уж не —
Посредственность! Но с точки зрения чистой логики делать и то, и другое
Одновременно мы никак не можем.
Не можем с точки зрения чистой логики? Подумаешь, тоже препятствие!
Да кто это в наше время заботится о логике? Если я могу безнаказанно на —
Писать фразу оБудь непосредственным! п на бумаге, то я имею полное право
И произнести ее вслух — совершенно не заботясь о том, удовлетворяет она
Требованиям этой самой вашей чистой логики или нет. В конце концов, язык
Без костей, а бумага все стерпит. Чего, разумеется, нельзя сказать о
Несчастном адресате подобных призывов к непосредственности — но что за
Дело? И потом, у него, в сущности, нет никакого выхода…
Если вы читали роман Джон Фауэлза оСобирательп, то вы прекрасно пони —
Маете, о чем я веду речь. Собиратель, некий юноша, поначалу довольство —
Вался тем, что коллекционировал бабочек, чьей красотой он мог потом спо —
Койно любоваться в минуты досуга. По крайней мере они были надежно при —
Колоты булавками и не могли улететь прочь. Но однажды он влюбился в
Прекрасную студентку по имени Миранда и, призвав на помощь описанную вы —
Ше методику опродолжайте в том же духеп, попытался применить к ней так —
Тику, так хорошо зарекомендовавшую себя в его предшествующей коллекцио —
Нерской практике. Но тут же натолкнулся на серьезные трудности. Пос —
Кольку юноша не отличался слишком приятной наружностью и отнюдь не счи —
Тал себя неотразимым для прекрасного пола, он убедил себя в том, что Ми —
Ранда никогда не влюбится в него естественным, непосредственным образом,
То есть сама по себе. Поэтому он решил похитить девушку, а в качестве
Булавки использовал уединенный домик, где и держал ее в заточении. Соби —
Ратель всерьез надеялся, что в обстановке такого явного, неприкрытого
Насилия девушка в конце концов постепенно привыкнет к нему, оценит и по —
Любит. Надо ли говорить, что для несчастной пленницы ситуация с каждым
Днем становилась все более и более кошмарной. Увы, слишком поздно начал
Молодой человек осознавать всю безжалостность и трагическую безнадеж —
Ность своих попыток реализовать парадокс под названием оБудь самим со —
Бой! Веди себя непосредственно! п, слишком поздно до него дошло, что сво —
Ими действиями он сделал невозможным то, чего так хотел добиться. Более
Того, теперь юноша уже не мог просто признать свою ошибку и отпустить на
Свободу Миранду, ибо к тому времени ему грозил арест за достаточно тяж —
Кое преступление.
Что, неправдоподобно? Притянуто за уши? Слишком олитературноп? Ладно,
Пусть так. Тогда давайте рассмотрим другую ситуацию, куда более триви —
Альную, она не потребует от вас никакого особого воображения. Это ба —
Нальный, набивший оскомину пример мамаши, которая требует от сына, чтобы
Тот делал уроки, ссылаясь не на простое и всем понятное правило, что та —
Ковы школьные порядки, а взывая непосредственно к чувствам малолетнего
Отпрыска, который — будь он нормальным, хорошим ребенком — должен был бы
Получать от этого радость и высшее наслаждение. Здесь мы сталкиваемся с
Явлением, которое сродни упомянутому выше определению пуританизма,
Только поставленному с ног на голову. Вместо императива оТвой долг — не
Получать никакого удовольствияп здесь действует основное правило, глася —
Щее: оВыполнение твоего долга должно приносить тебе удовольствиеп.
Что же делать? Вопрос этот чисто риторический, ибо ответа он не име —
Ет. Ну что, например, можно посоветовать жене, чей муж требует от нее не
Только круглосуточной готовности в любой момент выполнять свои супружес —
Кие обязанности, но еще и желает при этом, чтобы она всякий раз умирала
От счастья? Что можно посоветовать тому, кто оказался в положении упомя —
Нутого выше бедного мальчугана, обязанного с радостью делать школьные
Уроки? В сущности, у всех у нас есть только две возможности: либо приз —
Наться в своей собственной неполноценности, либо заподозрить, что мир
Сошел с ума. Но поскольку у каждого из нас весьма мало шансов переделать
Мир, то в конечном счете нам не остается иного выбора, кроме как взва —
Лить всю вину на свои же собственные хрупкие плечи. Вам этот вывод ка —
Жется не слишком-то убедительным, не правда ли? Что ж, читайте дальше и
Увидите, что все это гораздо проще, чем может показаться на первый
Взгляд.
Представьте себе на минутку, что вам выпало родиться в семье, где
Каждый — неважно, по какой причине,- непременно должен чувствовать себя
Счастливым. Или, точнее говоря, в семье, где родители одержимы идеей,
Что безмятежно-радостное состояние духа их чад служит наилучшим доказа —
Тельством родительских успехов. А теперь посмотрим, что будет, если у
Вас вдруг случится плохое настроение, или вы прост о устали, или, ска —
Жем, испытываете страх перед каким-нибудь грядущим событием — завтрашним
Уроком физкультуры, визитом к зубному врачу, перспективой остаться в
Темноте,- или, наконец, вам просто неохота вступать в отряд бойскаутов.
Но родители отнюдь не склонны видеть во всем этом временную смену наст —
Роения, внезапный приступ усталости, раздражительности, типичное для
Детского возраста состояние повышенной возбудимости или что-нибудь столь
Же объяснимое и простительное. Они воспримут ваше плохое настроение как
Молчаливый — но оттого ничуть не менее красноречивый — укор их роди —
Тельским добродетелям. И в попытке самооправдания против столь незаслу —
Женных обвинений непременно напомнят вам, как много — и что именно — они
Для вас сделали, какие жертвы им пришлось принести и что, следовательно,
У вас нет ни права, ни причин чувствовать себя несчастными.
Отдельные родители умудряются доводить эту методику до прямо-таки
Мастерского совершенства. Например, в борьбе за счастье ребенка они мо —
Гут обратиться к нему со следующей сентенцией: оСтупай в свою комнату и
Не выходи, пока у тебя на лице не появится улыбкап. За подобными речами
Стоит, пусть и в неявном виде, некое четкое и глубокое убеждение, а
Именно что при наличии доброй воли и надлежащих стараний чадо вполне
Способно перестроить свои внутренние ощущения, то есть сменить характер
Эмоциональных переживаний и перейти от дурного настроения к прекрасному.
А сделать для этого надо самую малость, всего лишь привести в действие
Те лицевые мускулы, которые воспроизводят радостную улыбку — и вот вам
Уже снова возвращены права гражданства охорошегоп человека в мире нор —
Мальных, охорошихп людей.
Рецепт этого блюда, которое мы настоятельно рекомендуем всем искате —
Лям собственного несчастья, до смешного прост: возьмите немного грусти,
Тщательно перемешайте ее с любыми дурными наклонностями — лучше всего с
Неблагодарностью,- затем бросьте все это туда, где у вас уже томятся
Вместе любовь и чеснок,- и бульон готов. Гарантирую, что даже небольшое
Количество этого магического кушанья способно вызвать у любого человека
Глубочайшее чувство вины, чьи признаки вы без труда сможете истолковать
Как проявление именно тех самых черт характера, которых у него не должно
Было бы быть, если бы он не был тем, что он есть. А если же он наберется
Наглости и спросит, каким же это, черт побери, образом он должен настра —
Ивать шкалу своих чувств и настроений, вы можете спокойно возразить, что
У нормальных, охорошихп людей такие вещи происходят сами по себе, и им
Просто не придет в голову задавать подобные дурацкие вопросы. (При этом
Не забудьте поднять брови и сделать грустное выражение лица.)
Как только вы почувствуете, что партнер достаточно наловчился в ис —
Кусстве впадать в тоску и таким образом постоянно создавать отрица —
Тельный эмоциональный фон, можете на время оставить его в покое —
Дальнейшее углубление депрессивного состояния будет уже происходить у
Него без всякого внешнего вмешательства. Однако для этого совершенно не —
Обходима предварительная тренировка, ибо у неподготовленного человека
Далеко не всегда удается с первого раза вызвать достаточно глубокое
Чувство вины. Я имею в виду тех твердоголовых, лишенных творческого во —
Ображения субъектов, которые — наравне с кандидатами в неврастеники —
Переживают время от времени периоды дурного настроения, но в отличие от
Последних придерживаются на этот счет упрощенческих взглядов, ошибочно
Полагая, что моменты тоски — неотъемлемая часть любого человеческого су —
Ществования. По каким-то неведомым причинам они убеждены, что тоскливое
Настроение приходит и уходит, и если оно не исчезло к вечеру, то непре —
Менно выветрится к утру. Нет, дорогие читатели, настоящая, доброкачест —
Венная депрессия, верными спутниками коей являются тоска и отчаяние,
Заключается совсем в другом. Она в умении человека постоянно напоминать
Себе о том, что ему твердили в детстве, а именно — что у него нет ни
Права, ни причин чувствовать себя несчастным. И тот, кто с должным усер —
Дием и прилежанием решил следовать этому нехитрому правилу, может быть
Совершенно уверен: приступы депрессии со временем будут становиться у
Него лишь глубже и продолжительней.
Друзья и домочадцы, которые по простодушию или по велению здравого
Смысла попытаются как-то помочь бедняге, впавшему в депрессивное состоя —
Ние, подбадривая его или призывая взять себя в руки, с наивным изумлени —
Ем обнаружат, что все их жалкие потуги окаким-то неуловимым образомп еще
Более ухудшают ситуацию. Ибо теперь несчастная жертва получает все осно —
Вания чувствовать себя виноватым вдвойне: мало того что бедняга казнит
Себя, сознавая всю постыдность своей депрессии, отныне к этому прибавля —
Ются угрызения совести, что он неспособен откликнуться на оптимистичес —
Кие призывы доброжелателей и вынужден платить черной неблагодарностью за
Их искреннюю заботу и участие. Например, Гамлет полностью отдавал себе
Отчет в том, какая душераздирающая пропасть отделяет его восприятие мира
От взглядов других людей, однако мы должны с восхищением признать, что
Он умудрился мастерски использовать это обстоятельство для осуществления
Своего замысла. оНедавно, не знаю почему, я потерял всю свою веселость и
Привычку к занятиям. Мне так не по себе, что этот цветник мирозданья,
Земля, кажется мне бесплодною скалою, а этот необъятный шатер воздуха с
Неприступно вознесшейся твердью, этот, видите ли, царственный свод, вы —
Ложенный золотой искрой, на мой взгляд, просто-напросто скопление воню —
Чих и вредных паров. Какое чудо природы человек! Как благородно рассуж —
Дает! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по
Складу и движеньям! Поступками как близок к ангелам! Почти равен богу —
Разуменьем! Краса вселенной! Венец всего живущего! А что мне эта квин —
Тэссенция праха? Мужчины не занимают меня и женщины тоже…п44 Похоже,
Не так уж важно, исходит ли парадоксальный призыв оБудь счастливым! п от
Нас самих или диктуется какими-то внешними авторитетами. Более того,
Требование оБудь счастливымп представляет собой лишь одну из многочис —
Ленных вариаций уже известной темы оБудь самим собой! Веди себя непос —
Редственно! п. В сущности, любой вид непосредственного поведения может
Быть с успехом использован в качестве исходного материала, чтобы изгото —
Вить себе из него крепкую и надежную ловушку. Взять хотя бы требование
Не по указке со стороны, а подчиняясь внутреннему порыву, удержать в па —
Мяти или, напротив, забыть какое-то событие вашей жизни. Или ситуацию,
Когда вы высказываете желание получить в подарок какую-нибудь приглянув —
Шуюся вам вещь, а потом бываете разочарованы, что вам подарили ее
Отолькоп потому, что вы об этом попросили. Или твердое намерение непре —
Менно получить самому или доставить партнеру сексуальное наслаждение,
Реализация которого зачастую оказывается невозможной именно потому, что
Осознанное намерение убивает желание. Не говоря уж о таких банальных ве —
Щах, как призывы поскорей заснуть, потому что вам хочется спать, или,
Наконец, требование любить кого-то, потому что это ваш моральный долг,-
Надо ли говорить, что такой подход на корню губит саму возможность люб —
Ви.