Индигенная психотерапия

Среди множества индигенных видов психотерапии есть и те, что укоренились в японской культуре и мышлении: MoriTo-терапия и ла/Тгал-терапия61. Согласно Мурасе62, обе эти терапии являются «восстанавливающими, и направленными на то, чтобы вновь открыть ключевые ценности японского общества». Эти основные ценности Атае И Sunao, Соответственно относятся к Morita И NaiКап, Хотя считается, что обе ценности, в определенной мере, включены в обе терапии.

Морита-терапия была разработана в Японии психиатром Морита (Morita) (1874-1938) в 1920-х гг. для лечения психоневротических проблем и основана скорее на изоляции и отдыхе, чем на вербальном взаимодействии. Согласно Принсу (1980, с. 299), терапия Морита длится от четырех до восьми недель и делится на четыре этапа:

1. Строгий постельный режим и изоляция на 4 — 10 дней; пациент полностью бездействует, ему не разрешается разговаривать, читать, писать или слушать радио.

2. Следующие 7 — 14 дней он встает с постели, и ему разрешается выходить в сад, где он делает легкую работу: начинает писать дневник для доктора, но другие контакты с людьми запрещены.

61 См. Miura & Usa, 1970, Tanaka-Matsumi, 1979.

62 См. Murase, 1982, с. 317.

3. В течение следующей недели или двух его учат выполнять более тяжелую работу, он продолжает вести дневник и посещать лекции доктора о самоконтроле, вреде эгоцентричности и т. д.

4. Наконец, пациент постепенно возвращается к полной социальной жизни и своему прежнему занятию; он продолжает находиться в контакте с доктором и посещает групповые сеансы с другими пациентами амбулаторно.

Как мы увидели в гл. 4, Атае (Амаэ) — это потребность в зависимости, которая, как считается, высоко ценится в жизни японцев и противоположна независимости и контролю над собственной судьбой, что поддерживает западная психотерапия (Doi, 1984). Ее (Атае) Отношения с терапией Мориты состоят в том, что одной из целей Мориты является заставить пациентов принять реалии жизни, а не пытаться привести действительность в соответствие с их собственными потребностями и желаниями63. Это подобно различию между первичным и вторичным контролем64, как отмечалось в гл. 1.

NaikanТерапия — это разновидность самоанализа, и происходит от японских понятий Nai («внутрь») и Кап («всматривание»). Ее целью является:

1 открытие личной, подлинной вины за неблагодарность и беспокойство, причиненное другим в прошлом,

2 открытие положительной благодарности людям, которые оказывали услуги клиенту когда-то в прошлом.

Итак, речь идет о чувствах вины и благодарности. Когда эти цели достигаются, происходит полное изменение собст-

63 См. Pedersen, 1981.

64 См. Weisz, 1984.

Венного образа и межличностных отношений.

Эта процедура подразумевает, что пациент спокойно сидит с 5.30 утра до 21:00 на протяжении 7 дней, все время занимаясь самоанализом, за исключением кратких визитов «интервьюера» каждые 90 минут. Пациенту дают указание всматриваться в себя и свои отношения с другими людьми с трех точек зрения:

1. Полученная забота. Первое указание: «вспомните и проанализируйте ваши воспоминания о заботе и доброте, которые Вы получили от конкретного человека в определенное время Вашей жизни». Клиент обычно начинает с исследования своих взаимоотношений с матерью, продолжает говорить об отношениях с другими членами семьи, а затем переходит к близким людям, всегда продвигаясь от детства к настоящему. Например, в первый день он может вспомнить, как его мать заботилась о нем, когда он был болен в средней школе.

2. Вознаграждение. Во время того же определенного периода «вспомните, что Вы в свою очередь сделали для этого человека».

3. Причиненное беспокойство. «Вспомните, причиной, каких тревог и волнений Вы стали для этого человека в тот же самый период»65.Это исследование проводится

В смелой моралистической манере, бремя вины возлагается скорее на клиента, чем «на других». Только при ранних встречах, когда интервьюер более снисходителен и склонен выслушивать то, что клиент ему описывает, допускаются оправдания, разумные объяснения или агрессивность по отношению к другим.

65 См. Murase, 1982, с. 317-323.

Роль интервьюера не похожа на роль врача, а служит для простого контроля самоанализа пациента и его самопроверки.

Ценность Sunao Широко распространена в Японии и имеет разнообразные значения, но по сути (в сфере межличностного), оно относится к послушанию или покорности, уступчивости (а не настойчивости), пребыванию в гармонии со своим социальным окружением (в отличие от эгоцентричности), непредубежденности, честности и свободе от антагонизма и соперничества. В сфере внутриличностного Sunao Относится к расслабленности, гибкости, мягкости, свободе от конфликтов и фрустраций, отсутствию предубежденности и настроенности на радость и благодарность. Sunao Довольно широкое По сути, Оно формирует ряд ценностей, которые включают пребывание в мире с самим собой и окружением (что опять-таки, аналогично вторичному контролю).

Проводилось исследование относительно того, пригодно ли Sunao При терапии Morita. По мнению Мориты, неприятие собственной действительности пациентами является главным источником их психологических проблем, и стать более Sunao — это один из способов восстановить гармонию и спокойствие:

Если бы у них был разум Sunao, То им было бы очевидно, что они пытаются достичь невозможного.’С разумом Sunao Они смогли бы переносить свою встревоженность и неудовлетворенность. Принимать себя таким как есть — значит признавать свои слабости, недостатки, дискомфорт и нежелательные чувства.

В то время как в современной литературе уделялось значительное внимание этим двум японским формам индиген-

Индигенная психотерапияНой психотерапии, у большинства обществ есть свои собственные примеры. В обзоре Принса (1980) имеется парадоксальное определение явлений, которые на Западе часто считаются психопатологическими, а во многих других культурах — психотерапевтическими. Они включают измененные состояния сознания (см. гл. 4), галлюцинации, транс (состояние временной потери контроля над сознанием) и разнообразные мистические состояния, включая экстаз. Так как объем книги не позволяет полностью рассмотреть эти явления, мы сосредоточим наше внимание на отдельном примере культа Вуду, Который практикуется на Гаити66.

Вуду (Voodoo)Это синтез африканских, римско-католических и местных верований и практик в национальную религию, которая дает людям Гаити ощущение уникальной идентичности. Эта религия также имеет цель — исцеление (среди прочих), и, таким образом, является необычным звеном между религией и медициной, что нередко встречается во многих частях света. Одной из наиболее захватывающих особенностей Вуду Является ритуальный транс Одержимость, При которой святые (1Оа) Входят в практикующего и «овладевают» им. Тот может быть как верующим (без особых психологических проблем), так и жрецом-целителем, который пытается исцелить кого-либо.

Бургиньон (1984) установил много разнообразных видов одержимости, включая одержимость пациента злыми духами мертвых людей, духами-хранителями и одержимость шамана духами, которые оказывают содействие при постановке диагноза и лечении пациента. Таким образом, в процессе исцеления по Вуду

Т См. Bourguignon, 1984.

Имеется сокровенная матрица взаимоотношений, включающая не только пациента и целителя, но пациента-верующего, врача-жреца и разных добрых и злых духов. Все они располагаются в сложной медико-религиозной системе верований. Эта система, в свою очередь, коренится в ситуации культурного контакта (аккультурация), который привел к ее развитию и заложил основу ее популярности среди населения.

Что же нам делать с этими индигенны-ми психотерапиями? Являются ли они просто местными суевериями, которые не представляют никакой ценности или, возможно, они работают в той степени, до которой суеверные люди верят в них? Или же каждая из них имеет статус относительно своих социокультурных систем, которые параллельны, например, системе фрейдистского психоанализа в некоторых западных обществах? Для некоторых критиков оба набора практик можно отвергнуть как простые суеверия, которые работают, в какой то мере, потому и только потому, что люди верят в то, что они работают. Без «научных оснований» или «доказательств» они могут быть легко отвергнуты скептиками. Однако, Йилек (1993) пришел к выводу о том, что большинство индигенных психотерапий действительно работают, по крайней мере, так же, как и те, что используются в западной психотерапии. Следовательно, их нельзя отвергать из-за недостатка эффективности. Кроме того, широкий диапазон подобных (не-западных) индигенных психотерапий (или их производных) западная медицинская мысль принимает как дополнение к другим психотерапевтическим методам (Йилек, 1988). Непредубежденный подход к параллелям психотерапии — это принятие в западной медицине таких

Методов как иглоукалывание (из китайской медицины) и теорий целостности (из аюрведической медицины Индии, и др.)· Возможно, как полагает Принс (1980), все эти методы эффективны в некоторой степени именно потому, что в них верят, и принимают их как часть целостной культурной системы верований пациента. Эта вера делает возможной «мобилизацию эндогенных ресурсов», о которых говорилось ранее, и вовлекает семью и сообщество, что приносит облегчение страждущим. Практически неважно, какими являются эти верования и ресурсы, раз их принимает пациент.

Updated: 08.02.2014 — 14:38