Индигенные психологии

Как мы увидим в гл. 17, движение по созданию индигенных психологии в не-

17 См., например, Engestrom, 1993. " См. Fodor, 1983.

Западных странах является реакцией на евроамериканское доминирование, наиболее существенным аспектом которого является ограниченное внимание, проявляемое кросс-культурной психологией к проблемам, относящимся к миру большинства, таким, как бедность, неграмотность и т. д. Другой важный аргумент, который рассматривается в данной главе, теоретический: психология по своей природе связана с культурой, и каждая культурная популяция требует развития своей собственной психологии (отсюда наше предпочтение категорий множественного числа — индигенные психологии). Легко убедиться, что это релятивистский подход, который ближе к культурной, чем к компаративистской точке зрения19.

Еще больше, чем в литературе по культурной психологии, ведутся споры среди теоретиков индигенных подходов о том, как сбалансировать индигенные и общекультурные аспекты психологической деятельности20. Например, Синха (1997) явно разделяет позицию, что их следует рассматривать скорее как комплементарные, а не как антагонистические. Хотя западное доминирование в психологии, к сожалению, продолжится до тех пор, пока ресурсы для исследования и доступ к публикациям остаются неравноценно распределенными, интересно узнать, анализируя отношения между культурой и поведением, как различные местные подходы (включая и доминирующий западный) могут взаимно соотноситься.

Можно разграничить разнообразные типы исследования21. Во-первых, существуют методы передачи. Например, Пу-

19 Ср. Hwang и Yang, 2000.

20 См., например, Enriquez, 1993;Sinha, 1997;Triandis,
2000b; Yang, 2000.

21 См. Poortinga, 1997.

Хан22 разработал методику «проективного опросника», в котором проективные реакции респондента фиксируются в форме ответов на вопросы по шкале опросника (согласен—не согласен). Этот тест был разработан для индийского населения, но может быть адаптирован и для использования в других регионах, что подразумевают теории и принципы, которые лежат в его основе. Сложнее передавать знания, которые получены в результате исследований, основанных на индигенных психологических концептах. Методологические трудности сравнения, которые были определены в гл. 11, встречаются и здесь. Примером может служить исследование понятия Anasakti (неразделенности, целостности) Найду и Панде23, одного из основных понятий индуизма и древних писаний. Чтобы ввести в исследование и определить это понятие, они испол ьзовал и почти такой же подход, который применяется повсеместно. Однако концептуально это понятие считается типичным для индуизма как части мировоззрения, в котором идентификация себя с материальным миром считается препятствием для самореализации. Другие примеры, упомянутые ранее, включают исследование понятий Атае В Японии и Philotimo В Греции24. Такого рода исследования, когда индигенные понятия формально осмысляются как черты личности, социальные нормы, ценности или терапевтические принципы, становятся основными для индигенных психологии25. Можно доказать, что они также наиболее плодотворны в том отношении, что явно расширяют диапазон вариаций изучаемых психологических феноменов.

22 См. Puhan,1982; Kulkami & Puhan, 1988.

23 См. Naidu, 1983; Pande & Naidu, 1992.

24 См. Doi, 1973; Triandis, 1972.

25 Cm. Sinha, 1997; Kim & Berry, 1993.

С релятивистской точки зрения, понятия, как Anasakti Или Philotimo, Рассматриваются как такие, которые требуют интерпретаций, связанных с культурой. Однако ранее мы ссылались на исследования, которые показывают, как такие концепты понимаются в составе структурно эквивалентных представлений, или даже вписываются в них, например, когда обсуждали «Большую Пятерку» свойств личности (гл. 4) и результаты Осгуда по измерениям коннотативного смысла (гл. 7).

Третий тип индигенного исследования выходит за пределы методов и понятий, пытаясь разработать целостную психологию на основе массы знаний, которые доступны в культурной популяции. Первые шаги по направлению к такой психологии в не-западных странах были сделаны на Филиппинах. Была предпринята попытка разработать индигенную психологию на основе индигенных определений с использованием индигенных методов 26. Понятия, как они выражаются на местном языке, были занесены в список и применялись методы (Pagtata-Nung-Tanong, «путем опрашивания»), которые сочетают элементы опроса и интервьюирования информаторов. В гл. 4 мы упоминали доказательство того, что, несмотря на независимость этого исследования от западных инструментов и методов, оно выявило существенное сходство личностных факторов, которые были идентифицированы в США и Европе27.

По нашему мнению, эти результаты не умаляют потребности обогащать глобальную психологическую науку местным осмыслением поведения и психической деятельности. В то же время, это

26 См. Enriquez, 1990.

27 См. Guanzon-Lapeca et al., 1998.

Свидетельство не обязательно подкрепляет необходимость релятивистской позиции. Энрикес (1993) понимал ин-дигенные психологии как еще один, но необходимый шаг к всеобщей психологии. В его понимании кросс-индигенные сравнения могут привести к универсалиям. Пошаговый подход, который начинается с монокультурного исследования и направлен в сторону всеобщей психологии индигенного происхождения, был описан Яном (2000). Однако вопросы культурной специфичности и универсальности, а также способы соотнесения этих доказательств останутся главной проблемой кросс-культурного исследования еще некоторое время28.

Updated: 15.12.2013 — 23:27