ПОЗИТИВНОЕ МЕНТАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Как мы отметили ранее, понятие здоровья изменилось и означает не только отсутствие проблем — теперь оно истолковывается в преимущественно положительном плане. В соответствии со своей ролью защитника здоровья во всем мире, ВОЗ спонсировала долгосрочный проект, связанный с Качеством Жизни (КЖ) (QOL)46. Этот проект начинается с вопроса: «Что способствует хорошей или удовлетворительной жизни?» Как отметил Фернандес-Баллестерос47, понятие

46 Quality Of Life — QOL Группа ВОЗ по КЖ, 1995; см. Ог-
ley & Kuyken, 1994.

47 См. Fernandez-Ballesteros, 1998.

КЖ широко используется в таких дисциплинах, как экономика, экология, юриспруденция, политология и социальное обеспечение, в дополнение к психологии здоровья. Хотя понятие является общим, результаты не всегда согласовываются; например, часто отмечается48, что рост экономического благосостояния не обязательно связан с субъективным (психологическим) благосостоянием или с последствиями для здоровья вообще.

Это понятие сложное, так как возникло в результате многодисциплинарного использования. Однако выделилось два основных параметра: первый представляет объективные факторы в культурной среде, а второй — субъективные оценки и реакции на них. Эти два набора факторов были названы Фернандес-Баллес-теросом (1998) «факторами социальной среды» и «личными факторами». Первый набор включает: качество окружающей среды, финансовые условия, социальную поддержку и т. д., а второй — удовлетворенность жизнью, здоровье, функциональные способности, досуг и т. д. В этом различии просматривается сходство с кросс-культурной психологией, где мы пытаемся увязать контекстуальные переменные с психологическими. В целом, КЖ определили как продукт «динамического взаимодействия между внешними условиями жизни индивида и внутренним восприятием этих условий»49. Однако в психологии измерение КЖ обычно были сфокусированы на субъективных аспектах, в то время как оценки более объективных условий заимствовали из отчетов, других дисциплин.

Были разработаны многочисленные шкалы для оценивания этих субъектив-

48 См., например, Wilkinson, 1996.

49 См. Browne et al., 1994, с. 235.

Ных аспектов; некоторые из них предназначались для международного сравнительного применения. Подобная шкала50, разработанная группой ВОЗ по КЖ, включала 100 пунктов из шести областей: физической, психологической, независимости, социальных отношений, окружающей среды и духовной области. Каждая область включала пункты, которые представляли различные аспекты низшего порядка, и участники в двенадцати странах отвечали, оценивая данные по 5-балльной шкале. Главным результатом было то, что ответы в разных культурах варьировали, возможно, из-за таких методологических проблем как перевод вопросов и значений, которые приписывались названиям градаций шкал оценок (например, «очень удовлетворительно, «совсем неудовлетворительно»).

Основу субъективных аспектов КЖ составляет понятие Субъективного БлаГосостояния (СБС), которое определяется как когнитивная и эмоциональная оценка человеком своей жизни. Более конкретно оно относится к удовлетворенности жизнью и балансу между положительными и отрицательными эмоциями в жизни человека Кросс-культурные исследования СБС проводились в течение более чем пятидесяти лет. В общем, это исследование показывает, что для большинства людей во всем мире положительные эмоции преобладают над отрицательными51. Однако существуют довольно большие вариации в разных странах. При использовании национально-репрезентативных выборок, значения по 10-балльной шкале колеблются от максимума (свыше 8.0) в Дании, Австралии, Исландии и Швейцарии — до минимума (ниже 5.0) в Югославии, Ниге-

Рии, Панаме и Мексике. В другом международном обзоре52, в котором также использовалась 10-балльная шкала, те же самые страны снова показали высокие результаты (плюс Канада, Ирландия и Нидерланды), но результаты России, Болгарии и Латвии теперь имели самые низкие результаты.

Как объяснить эти различия? Первые, и наиболее важные, это экономические факторы. Дайнер53 предполагает, что хотя СБС положительно коррелирует с благосостоянием (покупательной способностью) у разных наций (+0,62), не уровень доходов, а уровень недавнего увеличения доходов, может лучше предсказывать СБС наций. Это доказывает, что индивиды могут адаптироваться к своим экономическим условиям и откликаться скорее на их изменение, а не на долговременную финансовую ситуацию. Однако культурные факторы, которые отличаются от экономических, также могут играть здесь определенную роль. Дайнер отмечал, что показатели СБС для некоторых стран были выше, чем это ожидалось исходя из их экономической ситуации, в то время как другие оказались ниже. В группе с более высокими показателями были Аргентина, Бразилия и Чили, в то время как Россия и другие восточноевропейские страны были в группе с более низкими показателями; напротив, Япония стояла особняком с высоким доходом, но низким СБС. Эти Другие Культурные факторы определены не были. Один из возможных вариантов — это религия (фактор, который, как часто предполагалось, увеличивает счастье). Однако, Георгас (2000) показал, что тогда, когда экономическая переменная (богатство) тесно

50 См. Szabo, Orley & Saxena, 1997.

51 См. Veenhoven, 1994.

52 См. Всемирный Обзор Ценностей; De Moor, 1995.

53 См. Diener, 1996.

Связана с СБС, религия не имеет к этому фактически никакого отношения. Более того, оказалось, что другие переменные, например, численность населения и его плотность (что указывает на перенаселенность) также не оказывают никакого воздействия. Вероятно, может и не быть никакой единственной закономерности, которая прослеживается в разных культурах. В СБС могут учитываться различные факторы в разных культурах. Например, Веенховен установил, что в бедных странах доход коррелировал с СБС сильнее, чем в богатых. Подобные взаимосвязи переменных могут также существовать и для других возможных корреляций СБС.

Ряд исследований посвящен положительным аспектам душевного здоровья, в отличие от патологий54. Основываясь на исследовании параметров индивидуальности, они изучили возможность использования двух основных параметров, которые были установлены ранее (душевное здоровье и контроль поведения), для характеристики национальных представлений о положительном душевном здоровье. Выборки учителей во Франции, Германии, Греции и США попросили оценить, «как душевно здоровые люди ведут и чувствуют себя». Были использованы 186 личностных описаний, таких, как отношение к жизни, партнеру и друзьям, способности, темперамент и характерные черты личности. Факторный анализ (всех четырех выборок вместе и каждой по отдельности) показал, что расхождение можно было объяснить двумя ортогональными факторами. Первый фактор (душевное здоровье) определялся как положительная социальная установка, как справедливость, толерантность, теплота, готовность помочь

54 См., например, Minsel, Becker* Korchin, 1991.

И честность, а его отрицательный полюс включал эмоциональную неустойчивость, тревожность, враждебность и непредсказуемость. Один полюс второго фактора (контроль поведения) на одном полюсе характеризовался законопослушностью, подчинением правилам и моральным принципам и приверженностью религии; на другом полюсе находились такие черты, как атеизм, сексуальность, любопытство и готовность к риску. Хотя эти два измерения присутствовали для каждой из этих четырех выборок, возможность их обобщения все же ограничена западными индустриальными обществами. Требуется исследование в более широком диапазоне культурных групп, чтобы определить, могут ли такие параметры характеризовать более широко взгляды на положительное душевное здоровье.

Updated: 07.02.2014 — 15:35