Возделывание пашни, внесение удобрений и ирригация — это элементы культуры, которые характеризуют сообщества этого типа. Трудовая деятельность в этих обществах более необходима, чем в обществах садоводческого типа.
Первые аграрные общества возникли около пяти тысяч лет тому назад в Месопотамии и Египте, и для них характерна аккумуляция больших запасов продуктов. Излишки продуктов питания и товаров привели к развитию классовой структуры общества, к развитию больших городов и дали возможность возведения монументальных сооружений.
Гендерное неравенство в этих сообществах является экстремальным. Сельскохозяйственный труд требовал больших и долговременных физических усилий. Поскольку эта деятельность также могла быть опасной, ее главным образом выполняли мужчины. Однако женщины также были заняты воспитанием детей и работами по домашнему хозяйству. В этих сообществах существовало более сильное разделение в публичном и частном поведении мужчин и женщин по сравнению с сообществами натурального и садоводческого типа.
Мужчины в целом проявляли активность в публичной сфере, женщины в домашней. Концепция «место женщины» одновременно включала в себя и подчинение, и идеализацию женщины. Серьезная дискуссия по поводу дихотомии «публичность — домашние дела» содержится в работе Эйзенштейна (Eisenstein, 1983, с. 15-26).
Гендеры являются взаимозависимыми, поскольку мужчины часто не способны приготовить пищу, а женщины не способны быть войнами. Вражда за обладание территорией — это обычное и широко распространенное явление. Существует жесткий двойной стандарт в отношении полов, когда женщина часто рассматривается как «собственность», а достоинство мужчины зависит от степени контроля над сексуальной активностью женщины.
Хорошее описание взаимосвязи изоляции женщин и публичности мужчин дано в работе Мандельбаума (Mandelbaum, 1988), который исследовал взаимоотношения мужчин и женщин в северной Индии, Бангладеш и Пакистане. Стыдливость в манерах поведения, избегание глазного контакта с мужчинами, избегание громкой речи, смеха и минимальный контакт с мужчинами, кроме членов своей семьи — это неотъемлемые элементы нормативного «хорошего» поведения для женщин. Например, они должны покрывать вуалью лицо, когда проходят мимо старших мужчин, сидящих на пути их следования. Во многих аграрных регионах Азии мужчины и женщины живут в разных частях дома. Муж разделяет ложу со своей женой в период совокупления в течение ночи. Молодая жена должна вести себя совершенно индифферентно по отношению к своему мужу в присутствии других людей. С другой стороны, жена имеет полное право иметь неформальные отношения с младшими братьями мужа. Если женщина имеет недозволенные сексуальные контакты, для нее это является крушением всей жизни. Женщина, которая забеременела, находясь в положении незамужней, скорее всего, будет убита своим отцом или братьями. «Недостойное» поведение замужней женщины оказывает большое влияние на положение мужа и приносит бесчестие его семье. Однако после того, как женщина стала матерью ребенка мужского пола, ее статус повышается, и если в пожилом возрасте является главой семьи вместе с законными «сестрами», она достигает вершины женского престижа.
Современные общества подвержены влиянию тех установок, которые сформировались в период аграрного развития культурной эволюции.