Культура и стереотипы

В предыдущих главах мы видели, что о других группах люди думают согласованно с другими членами своей культуры. Мы знаем, чем больше различия между группами в обычаях, особенностях, внешности или материальной культуре, тем больше вероятность того, что эта черта / признак появится в гетеростереотипных образах этих групп (Campbell, 1967, с.821).

Важно рассмотреть эту тенденцию в перспективе. Предположим, вы имеете какую-то группу людей в культуре «А», которая моет руки приблизительно 100 раз в день, в то время как люди в культуре «В» моют их приблизительно 70 раз в день. Рисунок 5-1 показывает частотные распределения. На рисунке

—————————————————————————————————

Далее ксерокс рис. 5-1 со стр. 138 книги и перевод обозначений:

1- Рисунок 5-1 Стереотипы — это сравнительные суждения. Люди в культуре «А», которые моют руки в промежутке от 80 до 100 раз в день (среднее — 100 раз в день), вероятно, будут называть сверхчистых людей в культуре «В» (которые моют руки «только» 70 раз в день) «грязнулями»! Кривые показывают частоту распределения в двух гипотетических культурах.

2- Культура «В»

3- Культура «А»

4- Не моют никогда

5- Количество раз в день

6- Объективно чистые культуры

—————————————————————————————————————

Видно, что некоторые люди в культуре «А» моют руки только 80 раз в день, а некоторые из культуры «В» больше, чем 80 раз в день. Однако центральные тенденции совершенно отчетливы: 100 против 70. Важная мысль в этом примере состоит в том, что обе культуры объективно являются исключительно чистоплотными. Но большинство членов культуры «А» будут считать представителей культуры «В» «грязнулями».

Другими словами, стереотипы — это сравнительные суждения, которые люди Переживают как абсолютные. Триандис (1972) представил данные исследований стереотипов, которые подтверждают эти выводы.

Важные разграничения имеются между Нормативным и Личным Стереотипом. Например, встречались ли вы когда-нибудь вообще с эскимосом? Вероятнее всего – нет. Тем не менее, не исключено, что стереотипы об эскимосах у вас существуют. Это нормативный стереотип, т. е. норма о том, как представляют эскимоса в вашей стране, которая сформировалась под воздействием учителей, писателей и других людей, которые предположительно знали эскимосов.

Некоторые аспекты стереотипа могут быть точными, и они называются Социотипом. Например, если в исследовании было установлено, что 90% представителей какой-то группы имеют определенную характеристику и если мы считаем, что каждый член этой группы имеет эту черту, то мы окажемся правыми в 90% случаев. В таких случаях для характеристики представителей какой либо группы лучше пользоваться социотипом, чем говорить «Я об этом человеке ничего не знаю».

На рисунке 5-2 (заимствовано из работы Триандиса, 1972, с.113) показано, как взаимосвязаны друг с другом социотипы, и нормативные и личностные стереотипы, и как эти связи зависят от наличия личных контактов.

————————————————————————————————

Далее: ксерокс рис. 5-2 со стр. 139 книги и перевод обозначений:

1- рисунок 5-2. Теоретические изменения в различных типах стереотипов в зависимости от наличия контакта. (Триандис, 1972, с.113).

2- черта х

3- нормативный стереотип представителя культуры «А» у представителей культуры «В»

4- Социотип представителя культуры «В»

5- Социотип представителя культуры «А»

6- гетеростереотип с нормативным стереотипом

7- гетеростериотип без нормативного стереотипа

8- автостереотип

9- Отсутствие контактов

10- Много контактов

————————————————————————————————————-

Из рисунка видно, что если социотипы групп А и В различны, то группа А, вероятнее всего, будет иметь нормативный стереотип, который будет преувеличивать эти различия.. Однако, чем больше происходит контактов с группой В, тем более реалистично эта группа будет восприниматься. Короче говоря, гетеростереотип с нормативным компонентом будет изменяться в сторону приближения к социотипу.

Если между двумя культурами существуют дружеские взаимоотношения и культура А не имеет нормативного стереотипа, в этом случае группа А, вероятнее всего, будет считать, что группа В похожа на группу А. Предполагаемая схожесть двух групп обычно является ошибкой. Чем больше будет происходить контактов, этот стереотип группы В также будет сдвигаться к социотипу.

Личные стереотипы (автостереотипы) формируются из опыта взаимодействия с другой группой. Этот опыт в начале так же имеет тенденцию быть ошибочным. Но чем больше контактов мы имеем с другой группой, стереотипы, скорее всего, становятся более аккуратными и точными.

Различия стереотипов по степени позитивности или негативности в разных странах являются функцией международных отношений — степени восприятия другой страны как динамичной (сильной и активной), непостоянной (изменчивой, легко возбуждаемой), уникальной или знакомой (Tanaka, 1972).

И, наконец, есть некоторые свидетельства тому, что автостереотипы подвержены влиянию контактов между группами. Чем больше контактов, тем «контрастнее» становятся автостереотипы по сравнению с другой группой (Triandis, Vassiliou, 1965). Короче говоря, в этом случае будет сильнее тенденция воспринимать себя, свою группу отличной от другой группы. Такой результат можно было ожидать, если вспомнить, что стереотип — это сравнительное представление. Чем больше возможностей обнаружить отличие, тем больше вероятность, что чаше восприятие себя будет отличаться от восприятия другой группы.

Updated: 24.01.2014 — 00:47