Межгрупповые предпочтения и социальная дистанция

Содержание стереотипа становится одним из факторов, способствующим межгрупповой симпатии. Когда контакт принимает негативную окраску, это приводит к межгрупповой антипатии. Когда группы испытывают неприязнь и антипатию по отношению друг к другу, они переживают состояние социальной отдаленности (большой социальной дистанции) друг от друга. Зачастую та или иная дистанция обуславливается групповыми нормами, например, наличием тех или иных представлений о правильном поведении по отношению к людям определенного типа.

В исследованиях обнаружено, что простое предъявление стимулов ведет к возрастанию привлекательности по отношению к этим стимулам (Saegert, Swap, Zajonc,1973; Zajonc, 1968). Другими словами, если вы никогда не видели непальца, то, скорее всего, вначале будете испытывать по отношению к этой странной личности либо нейтральное, либо слегка неопределенно — дискомфортное чувство. Однако по мере того, как вы все больше и больше будете видеть непальцев (вам будет предъявляться соответствующий стимульный материал об образе непальца – В. С.) – при отсутствии других факторов — их привлекательность для вас будет усиливаться.

Межличностная привлекательность зависит также от физической привлекательности (см., например, Walster, Aronson, Abrahams, Rottmann, 1966). Здесь опять этот фактор действует в пользу своей группы и ведет к определенному неприятию аут-групп, поскольку собственные стандарты привлекательности часто оказываются предпочтительнее по отношению к собственным физическим характеристикам. Для многих африканцев белые выглядят настолько «бледными», что они воспринимаются «больными» людьми!

После проведения нескольких месяцев в Африке, исследователь-путешественник Стенли стал испытывать такие же ощущения, когда он снова увидел белых людей. Однако в странах, где «белый» ассоциируется с «богатым», возникает обратная модель восприятия.

В целом, чем больше аут-группа выглядит похожей на ин-группу, тем сильнее привлекательность и меньше социальная дистанция. В работе Ясперса с коллегами (Jaspers, van de Geer, Tajfel, Johnson, 1965) датские дети сортировали картинки следующим образом: они сортировали изображения людей в соответствии с тем, насколько они похожи на «датчан» или насколько от них отличны. В обратном порядке они сортировали картинки в соответствии с тем, «насколько изображенный человек мне симпатичен» или «антипатичен».

Корреляции между категориями «похожий на датчанина» и «мне нравится» были очень высокими.

Феномен схожести является главным фактором в процессе межличностной привлекательности (Byrne, 1971). Существует много различных видов привлекательности: физическая, возрастная, по признаку пола, по взглядам, способностям, принадлежности к определенному социальному классу, расе, религии, по политическим ориентациям и так далее. Каждый из этих видов потенциально может приводить к общей привлекательности индивида и уменьшать социальную дистанцию до полной открытости взаимоотношений, в отличие от формальных отношений (Goldstein, Davis, 1972; Triandis, Davis, 1965).

Предсказуемость поведения другой группы ведет к доверию и росту привлекательности. Непредсказуемость означает, что мы не знаем как «контролировать» поведение других людей (как с ними взаимодействовать должным образом – В. С.). И поскольку у нас существует потребность контроля над окружающей средой (Langer, 1983), то начинаем испытывать антипатию, неприязнь к тем группам, которые кажутся нам непредсказуемыми. Зачастую самооценка людей, которые не способны контролировать окружающую среду, оказывается низкой, и аут-группы, которые снижают нашу самооценку, оказываются для нас мало привлекательными.

Когда между группами существует различие по параметру силы / власти, например, когда одна группа эксплуатирует другую, социальная дистанция становится механизмом сохранения другой группы «на своем месте». В этом случае сохранение социальной дистанции диктуется ин-групповыми нормами. Триандис (Triandis, 1960) выдвинул вариант теории социальной дистанции, позволяющей объяснить эти феномены. Отметим, что достижения в экономической сфере, в вопросах личного престижа или достижения, связанные с утверждением принципа равноправия полов, могут быть больше в одной группе по сравнению с другой (например, белые по сравнению с цветными, особенно в Южной Африке), но они могут быть утеряны, если две группы решат объединиться. В этом случае социальная дистанция выступает механизмом, поддерживающим и сохраняющим привилегии одной группы.

В других ситуациях может возникать угроза культуре группы, как в случае преследования евреев христианами в Европе. В этих случаях социальная дистанция выступает механизмом сохранения и защиты культуры, для которой возникла угроза разрушения со стороны других культур и подтвердить (оправдать в собственных глазах – В. С.) бесчеловечность действий со стороны большинства. Таким образом, возникают нормы, препятствующие развитию контактов или дружелюбного отношения с «врагами».

Люди отличаются друг от друга по степени выполнения норм поведения собственной культуры. Те люди, которые чувствуют себя социально защищенными, в безопасности, скорее всего, будут следовать этим нормам, чтобы им не приклеили ярлык «ненадежный» в своей собственной группе. В одной из классических работ (Bettelheim, Janowitz, 1950) было показано, что люди, сменившие свою принадлежность к социальному классу и, следовательно, пребывающие в состоянии неопределенности по поводу своей социальной позиции, будут испытывать более сильное предубеждение к представителям групп меньшинств, чем те люди, которые остаются в том же самом социальном классе. Социальная мобильность «погружает» человека в незнакомую социальную среду с отличными стандартами поведения и это усиливает ощущение неуверенности и неустойчивости. Аналогично, Кауфман (Kaufman, 1957) обнаружил, что люди с выраженной ориентацией на Достижение высокого социального статуса* проявили более высокий

_____________________

* Выразившие согласие с утверждениями типа «Амбиция – это наиболее важный фактор успеха в жизни» и «Возвышение своей социальной позиции — это наиболее важная цель жизни»

————————————-

Уровень антисемитизма (r=0,66), чем респонденты, которые не соглашались с такими утверждениями. Вероятность ошибочного восприятия и непонимания между ин — и аут-группами особенно высока тогда, когда они имеют неизоморфные культурные характеристики. В главе 10 мы обсудим, как людям приобретать изоморфные характеристики для улучшения понимания межкультурного диалога.

Updated: 11.09.2013 — 06:00