И да, и нет, и все-что-угодно

Постояв на опустевшей ЧАСТНОЙ ПОЛЯНЕ, Петропавел вздохнул

И отправился в направлении ИГОРНОГО МАССИВА. На склоне

Ближайшей из гор примостился ухоженный домик.

Над дверью висел колокольчик, а на маленькой медной

Табличке у входа было написано: "Пластилин Мира. Звонить 126

Раз". Петропавел вздохнул и принялся названивать. Раза два он

Сбивался и начинал сначала, но на третий раз постарался быть

Внимательнее и, аккуратно считая звонки, прозвонил ровно

Столько, сколько нужно. На сто двадцать шестой звонок — не

Раньше! — дверь распахнулась, и перед Петропавлом предстал

Толстенький человечек без возраста с радушием на лице.

— Вы ко мне или не ко мне? — спросил он у Петропавла,

Словно в доме жил кто-то еще.

— По-видимому, — отозвался Петропавел, стыдясь

Лохмотьев. — Здравствуйте.

— Я так и подумал! — обрадованно ответил человечек. —

То есть я, конечно, подумал не так. Мой дом иногда принимают за

КАПИТАНСКУЮ ДАЧКУ, хотя он совсем на нее не похож. Она на

Соседней горе. Там живет Тетя Капитана-Франта. Но Вы начали

Звонить в колокольчик — и на сто двадцать шестом звонке мне

Показалось, что Вы ко мне.

— А тут кто еще живет, кроме Вас? — поинтересовался

Петропавел.

— Да никого, я один, — и человечек улыбнулся, жестом

Приглашая Петропавла войти. Тот вошел и спросил:

— Зачем же тогда столько раз звонить? Если тут никто,

Кроме Вас, не живет, хватило бы и одного звонка.

— А тут еще много жильцов, кроме меня, — снова улыбнулся

Человечек, провожая Петропавла из абсолютно темной прихожей в

Абсолютно пустую комнату. Петропавел пристально посмотрел на

Хозяина:

— Простите, я так и не понял; Вы все-таки один тут живете

Или не один?

— Я тут один живу, — улыбка уже совсем не сходила с его

Приветливого лица.

"Сумасшедший!" — подумал Петропавел, а хозяин любезно

Предложил:

— Садитесь, пожалуйста! — и сопроводил предложение

Жестом, означавшим присутствие в комнате стульев, по крайней

Мере нескольких. Петропавел оглядел пустую комнату

Повнимательнее: для внимательного взгляда она тоже была пуста.

Они постояли молча. Через продолжительное время хозяин

Спросил:

— Может быть, мне помочь Вам выбрать куда сесть? — Он

Схватил Петропавла за плечи и властно начал пригибать его к

Полу. Тот последовательно не сопротивлялся, решив лучше

Посидеть на полу, чем спорить с сумасшедшим. Однако у самого

Пола, когда он готов был уже ушибаться, под ним неожиданно

Возникло кресло, в которое он довольно удобно впечатался.

Хозяин снял руки с его плеч, сказал "уф" и сел в пустоту, тоже

Мгновенно преобразовавшуюся в кресло. Этот эффектный трюк

Человечек сопроводил словами:

— Разрешите представиться: Пластилин Мира.

Петропавел привстал в кресле — представиться в ответ, но

Кресло незамедлительно исчезло из-под него. Он растерянно

Взглянул на хозяина, однако на его месте в пляжном шезлонге

Расположился уже кто-то другой — сухопарый энглизированный

Старик в плавках и с махровым полотенцем вокруг шеи, который

Кивнул и сухо отрекомендовался:

— Пластилин Мира.

— Как? Вы тоже? — опешил Петропавел и, забыв о пропаже

Кресла, упал в пространство, услужливо выстроившее под ним

Шезлонг.

— Почему тоже? — вроде бы даже обиделся пляжный старик.

— Я тот же самый Пластилин Мира. Только я уже не тот. Но дело

Не в этом.

— А в чем? — спросил Петропавел и почувствовал себя

Глупо.

— Ни в чем, — был ответ. После ответа была тишина.

— Если Вы по-другому выглядите — по-другому и

Называйтесь! — неожиданно для себя приказал Петропавел.

— Приятно, когда тобой руководят. — Старик ухмыльнулся.

— Не понимаю только, зачем это нужно — смешивать имя с

Носителем имени. Одно и то же имя соотносится с тысячами

Носителей одновременно. Даже если я вообще исчезну из жизни,

Мое имя останется существовать и будет иметь значение. Поэтому

Не надо так уж прочно прикреплять его к тому жизнерадостному

Идиоту, с которым Вы познакомились до встречи со мной.

— Но это же были Вы! — Петропавел начинал запутываться.

— Я никогда не был идиотом, — отрезал старик и с

Сожалением добавил: — Не очень-то Вы хорошо воспитаны.

— Я только хотел сказать… — Петропавел совсем

Растерялся, — я… хочу спросить: где же истина?

— Если Вы у меня об этом хотите спросить, то не

Спрашивайте, как бы сильно ни хотелось. У меня с истиной

Сложные отношения. И вообще тут у нас понятие истины как-то

Совсем неуместно. Все истинно. И все ложно. За что ни возьмись

— ни доказать, ни опровергнуть. Предложить Вам чаю или кофе —

Или не предлагать?

— Как Вам угодно, — Петропавла обидела формулировка

Вопроса.

— Мне все равно, — ошарашил его Пластилин Мира.

— Мне тоже, — парировал Петропавел, и ситуация сделалась

Как бы безвыходной. Неожиданно Пластилин Мира — непонятно,

Предложивший все-таки что-нибудь или нет, — изрек:

— Все Пластилины Мира — лжецы. Кроме меня, — причем на

Середине фразы из пляжного старика он превратился в

Прехорошенькую девушку, так что осталось неясным, к кому из них

Относится последняя часть высказывания.

— Здравствуйте, — на всякий случай сказал Петропавел, с

Восхищением глядя на девушку.

— Виделись уже, — улыбнулась та и протянула ему руку: —

Пластилин Мира. — Петропавел пожал руку. Рука осталась у него

В кулаке. С ужасом и отвращением он бросил руку на пол. Девушка

Подняла ее и приставила на прежнее место:

— Фу, неаккуратный какой! Осторожнее надо…

— Сколько Вас тут еще будет? — Петропавел едва сдерживал

Негодование.

— Кого это — нас? — Девушка огляделась.— Я одна здесь.

Не считая, конечно. Вас.

— Но Вас тут не было! — отчеканил Петропавел.

— Да и Вы тут не всегда были… Не понимаю, почему Вы

Злитесь. — Девушка в недоумении теребила мочку уха, которая

Понемногу вытягивалась и уже доставала до плеча. Чтобы не

Видеть этого, Петропавел отвернулся к окну и напомнил:

— Насчет чая или кофе… Могу я попросить чаю или кофе?

Девушка задумалась.

— Чаю или кофе? Вы ставите меня в чрезвычайно

Затруднительное положение этим своим "или". Я боюсь не угадать.

Конечно, во избежание недоразумений я могла бы дать Вам и того,

И другого, но тогда я не выполнила бы Вашу просьбу: Вы ведь не

Просите у меня и того, и другого. Лучше я не дам Вам ничего.

Петропавел даже не сразу понял, что ему отказали, а когда

Понял, совершенно рассвирепел:

_ В каком направлении мне нужно идти, чтобы снова

Оказаться в комнате?

— Ни в каком, — ответила улыбчивая девушка. — Сидите

Спокойно: Вы и так в комнате.

— Но это не та комната!

— Сейчас не та, через секунду та, потом — опять не та,

Потом — снова та… чего Вы суетитесь? Если Вам нужна комната,

Из которой Вы вышли, — пожалуйста!

Петропавел огляделся и вздрогнул: комната вдруг приобрела

Знакомый вид. Он поднял глаза на девушку и увидел вместо нее

Старушку в кружевном чепце и со спицами.

— Пластилин Мира, — сказала она.

— Долго Вы намерены еще меня морочить? — с нервным

Смешком спросил Петропавел.

— Да нет, — вздохнула старушка. — Долго с Вами не

Получится. Вы слишком скучный и все время ищете того, чего нет,

— определенности. Вы, значит, серьезно думаете, что все на

Свете может быть либо так, либо эдак?

— А как же еще?

— Да как угодно: и так, и эдак сразу, и ни так и ни

Эдак!.. и вообще — по-всякому! Даже если одна возможность в

Конце концов исключает другую, это отнюдь не значит, что

Когда-то обе они не были равновероятными. — Спицы мелькали в

Руках старушки с немыслимой скоростью, и Петропавлу казалось,

Что их у нее штук тридцать. — А я,— продолжала та, — застаю

Возможности именно в той точке, когда они еще равновероятны.

Альтернативные решения — моя стихия.

— Я не понимаю, — сознался Петропавел. — Сделайте вид,

Что понимаете, — посоветовала старушка.

— Но зачем? Зачем делать вид?

— А иначе невозможно! Никто ведь ничего не понимает, но

Каждый делает вид, что понимает все. — Тут она критически

Взглянула на Петропавла. — Вам трудно сделать вид, что ли?

— Трудно! — буркнул Петропавел.

— Глупости! — возразила старушка. — Ничто в мире не

Тождественно самому себе. "Постоянное, идентичное самому себе

"я" является не чем иным, как фикцией". Юм. Впрочем, Вы вряд ли

Слышали про Юма.

— И слышать не хочу! — заартачился Петропавел.

— Между прочим. Вы сильно ошибаетесь, если думаете, что

Сами не кажетесь окружающим то таким, то совершенно другим. —

Отложив спицы, старушка протянула ему нечто, упакованное в

Целлофановый пакет. — Я тут связала Вам спортивный костюм,

Наденьте… В глазах пестрит от Ваших лохмотьев. Просто голова

Кругом идет! — Она отделила голову от тела и бросила ее в

Угол. Голова упал с неприятным стуком.

— Спасибо, — ошалел Петропавел, стараясь не смотреть на

Суверенную голову и даже не удивившись скорости, с которой был

Связан да еще и упакован старушкой спортивный костюм.

— А что до Вашего возвращения, — вещала из угла голова,

— то сразу за домом аэродром, через полчаса оттуда летит

Самолет в нужном Вам направлении. Так что поторопитесь.

Нетвердой походкой Петропавел вышел в темную прихожую и

Там надел костюм, оказавшийся подозрительно впору. Вернувшись,

Он увидел, как по комнате прохаживается молодой человек в точно

Таком же спортивном костюме. В руках его была голова уже

Исчезнувшей старушки. Петропавел даже не сразу узнал в молодом

Человеке себя.

— Пластилин Мира, — петропавловым голосом

Отрекомендовался тот и запустил в Петропавла старушкину голову,

На лету превратившуюся в волейбольный мяч. Петропавел увернулся

И еле устоял на ногах. Мяч вылетел в окно.

— Мне пора… на самолет, — Петропавел попятился к

Двери.

— Отсюда не летают самолеты. Тут пешком полчаса — через

МЯСНОЕ ЦАРСТВО.

— Через… какое?

— Через МЯСНОЕ… ну, это где Мясной Царь, мясные

Нимфы… Неприятное место.

— А мне говорили — аэродром за домом…

— Бабуля, что ли? Она с приветом была. Небось строила из

Себя Пластилина Мира? — Молодой человек понимающе улыбнулся.

— Это я — Пластилин Мира.

— Да плевать мне, кто тут из вас Пластилин Мира! —

Взорвался вконец замороченный Петропавел. — Все вы постоянно

Отказываетесь от своих слов. Ваша непоследовательность убивает!

— Непоследовательность? — Лжепетропавел пожал плечами.

— При чем тут непоследовательность? Правила создаются по ходу

Игры — это наше главное правило. И мы последовательно его

Соблюдаем. — Хватит с меня этого дурацкого маскарада! —

Взревел Петропавел.

— Ты не любишь маскарада? — казалось, собеседник был

Потрясен. — Как же можно не любить маскарада!.. Маскарад! Это

Самое прекрасное, что есть в мире. "Маска, кто Вы?" —

"Угадайте сами!" …Каждый выдает себя за кого хочет, выбирает

Себе любую судьбу: скучный университетский профессор

Превращается в Казанову, самый беспутный гуляка — в монашка,

Красавица — в старуху-горбунью, дурнушка — в принцессу

Бала… Все смещено, смешано — шум, суматоха, неразбериха!

Разум бездействует: для него нет опор в этом сумбуре. Мудрое

Сердце сбито с толку — оно гадает, ошибается, не узнает, оно

На каждом шагу разбивается вдребезги — и кое-как склеенное,

Снова готово обмануться, принять желаемое за действительное,

Действительное — за желаемое, припасть к первому встречному —

Разговориться, выболтать тайну, облегчить душу хозяину своему.

О это царство видимостей, в котором легкая греза реальней

Действительности! Кто говорил с тобой в синем плаще звездочета?

— Не знаю, неважно… звездочет!

Трещит по всем швам пространство, во все стороны

Расползается время — и Падающая Башня Мирозданья великолепна в

Своем полете. Дух Творчества бродит по улицам и площадям:

Ночная бабочка фантазии дергает его за тончайшую шелковую нить,

Не дает ему покоя и сна — и вот он является то тут, то там:

Тенью, намеком, недомолвкой, ослышкой — и путает судьбы,

Морочит головы, интригует…

Ах как весело пляшем мы в призрачных, ложных огнях

Маскарада, как небрежно держим в руках своих Истину и с какою

Божественной беспечностью ничего не желаем знать о ней! Мы

Забавляемся, мы играем ею, мы бросаем ее друг другу как цветок,

Как тряпичную куклу, — и всю ночь мелькает она то в руках

Разбойника, то в руках колдуна, то в руках короля: банальная,

Свежая, сиюминутная, вечная!.. И, натешившись ею, мы забываем

Ее где-нибудь на скамейке в сквере, где-нибудь на столике

Ночного кафе, чтобы под утро дворник или уборщица вымели ее из

Мира вместе с прочим мусором ночи, а мы, сняв маски и посмотрев

Друг на друга, горько усмехнулись бы: "Ах, это только мы!..

Всего-то навсего!"

…На мгновение в глазах Пластилина Мира мелькнули слезы и

Тут же высохли. С неожиданно беспечной улыбкой взглянул он на

Петропавла:

— Как хорошо ты говорил о маскараде! Никогда не поверю,

Что ты не любишь его. Петропавел вздрогнул и пришел в себя.

— По-моему, это ты говорил о маскараде…

Пластилин Мира смерил Петропавла взглядом Петропавла и

Хмыкнул:

— Я!.. Да я терпеть не могу маскарада. Маскарад!.. Это

Самое отвратительное, что есть в мире. "Маска, кто Вы?" —

"Угадайте сами!" — и дальше он чуть ли не слово в слово

Повторил монолог о маскараде, — правда, с другими уже

Интонациями — ядовито, желчно, где надо меняя акценты, и

Петропавел действительно перестал понимать, кто из них кто. —

Впрочем, — закончил говорящий, — не все ли равно, кто из нас

Произносил слова!.. Главное в том, что они прозвучали, чьи бы

Это ни были слова.

После продолжительной и довольно неловкой паузы один из

Них сказал: "Ну, я пошел", — а другой спросил: "Куда?" — Мне

Пора дальше.

Второму показалось, что уходит отсюда не тот, — кто

Должен.

— Минуточку! — запротестовал он. — Это мне, кажется,

Пора дальше.

Петропавлы в нерешительности уставились друг на друга.

— Самое страшное, — зазвучал голос, и уже непонятно

Было, кто это говорит, — если отсюда выйдет не настоящий

Петропавел. Потом ничего не поправить: жизнь пойдет сама собой.

— Что же нам делать?

…Конечно, они заигрались — и теперь может случиться

Так, что они никогда не выйдут из этого дурацкого положения.

Вот он, маскарад жизни!.. Отныне каждому из них, наверное,

Будет казаться, что однажды его перепутали, что он — не совсем

Он или даже совсем не он.

— Но ведь очевидно, что я — это не ты, а ты — не я! Нас

Же двое!

И тут комната наполнилась петропавлами. Все они изумленно

Переглядывались. Ситуации более тупиковой вообразить было

Невозможно. А когда один из них опрометью бросился к выходу,

Остальные ринулись за ним. В дверях образовалась пробка.

— Пустите! — надрывались петропавлы. — Дайте же дорогу!

Завязалась драка. Силы противников оказались равными,

Каждый бился за себя, так что ни победителей, ни побежденных не

Было.

— У меня на плече родинка! — изо всех сил крикнул вдруг

Кто-то — и комната опустела. В ней остался только один

Петропавел, все еще с ужасом озиравшийся по сторонам.

— С тобой неинтересно играть, — голос невидимого

Собеседника раздался совсем поблизости. — Ты так держишься за

Свою индивидуальность, словно она у тебя есть. Родинка на плече

Или один глаз карий, другой голубой — не индивидуальность.

Имей ты хоть три глаза… — Глубокий вздох сотряс помещение.

— Предлагаю так называемое контрольное наблюдение, хоть это и

Против моих правил. Сейчас я воспроизведусь в том виде, в

Котором Вы уже имели возможность меня наблюдать. Таким образом,

Вы станете первым в истории человечества, кому удалось дважды

Войти в одну и ту же реку… Впрочем, дважды входить в одну и

Ту же реку — скучно. — И голос обрел очертания толстенького

Человечка с радушием на лице.

— Не надо представляться, — заспешил Петропавел. — Я

Узнал Вас.

— А я Вас не узнал, — заявил Пластилин Мира. — Вас

Невозможно узнать: в Вас нет ничего запоминающегося. Удивляюсь,

Как Вы сами себя узнаете.

Пропустив это мимо ушей, Петропавел подошел окну и

Выглянул наружу:

— Куда ведет вон та дорога?

— К дому Пластилина Мира, — не глядя ответил Пластилин

Мира.

— Разве есть еще один Пластилин Мира?

— Есть, — быстро сказал собеседник и, помолчав, добавил:

— Нет.

— Вы когда-нибудь отвечаете за свои слова?

— О, никогда! Клянусь Вам! — Пластилин Мир приложил руку

К сердцу. — Это в суде говорят правду, только правду и ничего,

Кроме правды, а больше так нигде не поступают. Кстати, и в суде

Под правдой понимают лишь верность факту, а ведь между фактом и

Правдой лежит Ничья Земля — огромная и темная. — Пластилин

Мира направился к выходу.

— Посоветуйте хотя бы, куда мне идти! — крикнул

Петропавел вслед.

— Да куда хотите! — обернулся Пластилин Мира. — Или

Никуда. — И добавил: — Советую Вам не следовать моему совету.

Он исчез, а Петропавел постоял некоторое врем: в

Одиночестве, размышляя о том, что это было — пять встреч с

Одним и тем же существом или одна встреча с пятью разными.

Ничего не придумав, он вышел из дому и, машинально обернувшись,

Прочитал на маленькой медной табличке у двери: "Пластилин Мира.

Звонить 13/4 раза". Он махнул рукой и отправило восвояси…

Однако некоторая неуверенность в том, что из дома Пластилина

Мира вышел именно он, время от времени посещала его еще долго.

Updated: 05.11.2012 — 16:56