Традиция в нетрадиционном лечении (на материалах г. Одесса)

Серебрянникова Н. И.

Кризис качественного медицинского обслуживания в современном горо­де привел к тому, что население самостоятельно пытается решать пробле­мы, связанные с профилактикой и лечением различных болезней. И, наряду с официальной медициной, начали использоваться ставшими доступными ме­тоды нетрадиционных практик, запрещенных ранее. Формирующаяся новая традиция лечения и профилактики является объектом изучения таких наук как антропология, психология, медицина, социология и т. д. Мы, анализируя полевой материал г. Одессы, попытаемся определить основные формы, кото­рые принимает и функционирует новое знание о здоровье и лечении.

Перечислим основные характеристики, повлиявшие на формирование новых явлений, связанных со здоровьем и его сохранением, характерных для городской культуры: 1. образованность населения; 2. широкий доступ к разнообразной информации; 3. полиэтнический состав населения, которое вливается в городское пространство с традициями своих культур.

Знания о здоровье и лечении в любой традиции были закрытыми и ри­туализированными, однако современное общество также имеет большой спрос на колдовское, целительское, хотя и приобретает вид коммерческого, массового явления, при этом пытаясь сохранить форму традиции или, хотя бы ее внешние проявления. Это обуславливается необходимостью психоло­гического влияния на пациента.

Условия функционирования медицинской практики в городе измени­лись, и проявились они в следующем: 1. наряду с представлениями о са- кральности, недоступности знаний, связанными с возможностью лечить, появилось новое поколение лекарей, которые формировались в условиях доступности информации, когда тексты заговоров, описания ритуалов мож­но легко найти и работать с ними; 2. даже старые, сохранившиеся заговор­ные практики требуют „модернизации”, поскольку необходимые для про­ведения ритуалов условия изменились (меняется архитектура домов и их внутреннее устройство, исчезают материалы, необходимые для проведения ритуалов (пакля, угли и т. д.)); 3. города, в которых проживает полиэтни­ческое население, становятся местами, где появляются новые ритуальные комплексы, характерные только для них.

Проведенные исследования показали, что лекари, занимающие нишу традиционного, сельского варианта лечения стараются сохранить следую­щие варианты антуража: имя (например, Мария, бабушка Лена), указывают на преемственность знаний (например, потомственная целительница), не указывают цены за свои услуги, используют заговоры, травы и другие ха­рактерные для такого лечения предметы (огонь, воду, свечи и пр.), старают­ся сохранить ритуальные особенности лечения (место и время проведения обряда, не меняют порядок действий).

Updated: 04.09.2013 — 23:09