ТЕРАПИЯ, ЦЕНТРИРОВАННАЯ НА КЛИЕНТЕ

Первым из гуманистических направлений принято называть психотерапию Карла Роджерса, или терапию, центрированную на клиенте. Хотя многие с достаточным основанием включают в гу­манистическую психотерапию и гештальттерапию Ф. Пёрлза.

Идеи и практические подходы Карла Роджерса к максималь­ной реализации внутренних возможностей человека нашли рас­пространение не только в психологии и психотерапии, но и в пе­дагогике, социальной работе, юриспруденции Они были взяты на вооружение в политике, в промышленности, в армии, широко применяются в религиозной работе, оказали влияние на развитие современной философии и теологии.

Как уже говорилось, Карл Роджерс и его последователи исхо­дят из утверждения, что в организм и личность любого нормаль­ного человека от природы заложены позитивные силы, способст­вующие здоровью, развитию и совершенствованию. Роджерс счи­тает, что стремление к достижению своего уровня компетентности и саморазвития не всегда осознанное, а сам этот уровень может существенно индивидуально различаться биологически заложен­ными задатками.

Именно достижение своего уровня компетентности или хотя бы движение в этом направлении создают у индивида ощущение целостности личности, определенной степени самодостаточности и избавляют его от многих психологических проблем, состояния тревожности, неудовлетворенности, неврозов.

Решающую роль в жизни и развитии человека Роджерс придает Я-концепции, то есть его представлению о самом себе.

Именно эта Я-концепция (представление о самом себе) и опре­деляет поведение и поступки человека в тех или иных ситуациях.

Каждый человек считает или чувствует, что он Такой в Такой-то ситуации и должен поступить так-то. При этом его мнение о себе чаще всего бывает недостаточно объективным, а иногда и существенно не соответствующим действительности.

В сознание человека изначально не заложена объективная оценка собственного Я. Однако такая необъективность в значи­тельной мере компенсируется жизненным опытом, который по­стоянно вносит коррекцию в самооценку индивида, позволяя лучше почувствовать свои возможности, а также восприятие себя другими людьми.

Важным ведущим механизмом в объективизации самооценки и своего поведения является чувство разрешения (или ослабле­ния) внутреннего конфликта, сменяющееся внутренним удовле­творением, которое наступает (или повышается) по мере само­реализации.

Роджерс считает, что предпосылкой к более подлинному и бо­лее легкому принятию других является принятие Личностной само­сти, то есть объективизация самооценки. В свою очередь приня­тие индивида другими способствует процессу принятия им самого себя в этом же виде.

Можно сказать, что суть процесса личностного роста (по Роджерсу) и состоит в постоянно совершенствующейся обратной связи, которая осуществляется как одновременный процесс кор­ректировки своих отношений с другими и своей Я-концепции, уточняющейся в процессе этих взаимоотношений и принятия других.

В терапии по Роджерсу, как и в других видах гуманистической терапии, основная роль переносится с терапевта на клиента. Род­жерс считает, что именно у самого клиента находятся ключи от решения его проблем. Терапевт может лишь помочь ему найти эти ключи и показать, как лучше ими пользоваться.

При этом главная задача терапевта — установление дружеского творческого сотрудничества с клиентом и создание такой атмо­сферы психологического комфорта и защищенности, в которой клиент сам начнет «высвобождать» и реализовывать потенциаль­ные возможности своего истинного Я. Именно такая атмосфера ускорит процесс объективизации и принятия реального образа самого себя и других.

При этом от самого терапевта требуется полностью отрешить­ся от роли психотерапевта и перейти от профессиональной мане­ры общения и терминов к выражению своих простых и естествен­ных чувств и мыслей. Иначе клиент невольно будет подыгрывать психотерапевту, оставаясь в роли пассивного клиента, ожидаю­щего именно от психотерапевта, а не от себя самого решения сво­их проблем. Очень важно, чтобы клиент почувствовал не только простое товарищеское общение, но и полную свободу терапевта от моральных оценок высказываний и поведения клиента, то есть принятие собеседника таким, какой он есть.

Необходимым качеством терапевта должно стать умение по­стоянно удерживать положительное отношение к клиенту, а точнее — веру в позитивные начала его сущности, которые долж­ны быть высвобождены из-под жизненных завалов и ложных защит личности. Только в этом случае он сможет сохранять од­новременно открытость естественного общения и в то же время не реагировать отрицательными эмоциями на негативные про­явления личности клиента.

Э. Бёрн сравнивает такую позицию психотерапевта с позици­ей духовных учителей Востока (гуру), которые относятся к лю­бому человеку независимо от его поведения как к божественно­му созданию. Такое общение позволяет клиенту постепенно уй­ти от защитной конфронтации и становиться все более конгру­энтным (соответствующим) психотерапевту как равному парт­неру по общению.

Вот основные последовательные шаги психотерапевтической помощи по Карлу Роджерсу:

1. Клиент обращается к психотерапевту за помощью.

2. Психотерапевт уточняет причину обращения, то есть «опре­деляет ситуацию».

3. Психотерапевт создает атмосферу, располагающую к сво­бодному самовыражению клиента.

4. Психотерапевт принимает клиента таким, какой он есть, и помогает лучше понять самого себя.

5. Постепенно выражение позитивных чувств становится все более частым и стабильным.

6. Психотерапевт выявляет движущие силы (истинные причи­ны, импульсы) положительных реакций клиента.

7. Клиент ненасильственно (а за счет создания благоприятной атмосферы искреннего общения) подводится к Инсайту (озаре­нию, догадке об истинных причинах своей проблемы).

8. Клиент сознательно приходит к выбору правильной страте­гии поведения (психотерапевт лишь помогает точнее осознать этот выбор).

9. Клиент начинает совершать реальные действия, направлен­ные на осуществление выбранной стратегии.

10. По мере убеждения клиента в успешности предпринимае­мых действий у него возрастает способность Инсайта (озарений, открытий своих резервных возможностей и путей их реализации).

11. Это (п.10) способствует обретению уверенности в себе и чувству независимости (способности к самостоятельному реше­нию своих проблем); растет независимость.

12. А это (п.11), в свою очередь, постепенно снижает потреб­ность в посторонней помощи и подкрепляет возрастающее чувст­во независимости конкретными самостоятельными решениями и действиями.

То есть мы видим последовательную практическую реализа­цию психотерапевтической концепции Карла Роджерса, заклю­чающуюся в последовательной передаче ответственности за ре­шение проблем клиента самому клиенту. Психотерапевт лишь создает для этого необходимую атмосферу и ненавязчиво способ­ствует этому процессу как консультант, поощряя шаги в правиль­ном направлении и устраняя сомнения.

Работа энкаунтер-групп

В нашей психологической и психотерапевтической литерату­ре термин энкаунтер-группы переводится как Группы встреч. Это не совсем правильно, вернее — недостаточно полно передает тот смысл, который вкладывал в этот термин основатель этого те­рапевтического приема Карл Роджерс. Дело в том, что англий­ское слово Энкаунтер имеет несколько значений и первое из них переводится на русский язык как Столкновение. В дальнейшем мы увидим, что это толкование очень существенно дополняет принятый у нас термин Группы встреч, который является слишком общим и нуждается в обязательном уточнении, какие груп­пы, каких встреч, для чего и т. п. Поэтому мы считаем, что хотя и менее складно, но более точно было бы говорить Группы встреч-столкновений.

Кратко охарактеризуем сущность работы таких групп.

Здесь, так же как и в индивидуальной работе психотерапевта с клиентом, важнейшим условием является создание атмосферы за­щищенности, ощущения того, что тебя принимают таким, как ты есть (без моральных оценок), и ты принимаешь так же других членов группы.

Групповая работа, как и индивидуальная, проходит несколько этапов, но имеет свою более сложную специфику. Такая работа по сравнению с индивидуальной имеет как плюсы, так и минусы. Плюсы ее заключаются в том, что, по мнению Карла Роджерса и его последователей, группа своей атмосферой и поддержкой уси­ливает (или по крайней мере может усилить) все процессы реше­ния личностных проблем. А минусы в том, что на первом этапе многих членов группы постигает разочарование, что с ними ни­кто целенаправленно не занимается и они на первый взгляд пре­доставлены сами себе, обычным бытовым разговорам, не имею­щим прямого отношения к решению тех проблем, с которыми они обратились к терапевту.

Можно сказать, что это Первый критический период в работе группы, так как некоторые участники, настроившиеся на бы­строе и эффективное решение своих проблем не своими силами, а психотерапевтом, на этом этапе прекращают занятия и поки­дают группу. Однако те, кто решает остаться, в дальнейшем по­степенно начинают видеть в такой работе все меньше минусов и все больше плюсов.

Дело в том, что такое неорганизованное начало группового общения как раз и входит в программу Карла Роджерса. Он счи­тает, что именно такая неопределенность людей, вынужденных находить какие-то формы общения (раз уж их собрали в группу), и позволит сложиться наиболее естественным для каждого спосо­бам общения. Психотерапевт лишь предлагает им начать общать­ся друг с другом на произвольные темы, постепенно раскрывать себя и изучать других, а затем самим определить, чем они будут заниматься в группе. Разумеется, некоторую информацию о том, чем занимаются в подобных группах, они уже имеют или могут выяснить у психотерапевта, но окончательный выбор должны по­стараться сделать сами.

Это, как правило, вызывает у многих членов группы разочаро­вание, так как они хотели бы, чтобы с ними сразу же стали целе­направленно работать по решению их проблемы. Однако психо­терапевт старается убедить их, что если уж они включились в сис­тему энкаунтер-группы, то должны пройти все строго определен­ные этапы, первым из которых и является такая спонтанная само­организация, которая у всех начинается с подобных трудностей и разочарований. Поэтому надо проявить определенные самостоя­тельные усилия для налаживания внутригруппового общения и взаимодействия.

Обычно такое общение начинается нерешительно, с ничего не значащих фраз, но постепенно темы разговоров так или иначе на­чинают замыкаться на тех проблемах, для решения которых каж­дый и оказался здесь.

Большинство впервые встретившихся в такой группе психоло­гически защищают свои проблемы и склонны говорить о них в общих чертах, а не конкретно. Затем они постепенно конкретизи­руют свои проблемы, но представляя их не объективно, а в вы­годном для себя ракурсе. Причем такая защита (в виде некоторого искажения действительности) может быть как сознательная, так и неосознанная (самообман).

Одновременно на первом этапе функционирования таких групп возникает первоначальное сопротивление личному выра­жению самого себя или изучению других. Руководитель группы (психотерапевт) на этом этапе лишь удерживает деятельность чле­нов группы в русле самоизучения и изучения друг друга. При этом он старается ненавязчиво подправлять ход обсуждения проблем на сегодняшние актуальные переживания и события по принципу «здесь и сейчас».

Дело в том, что у большинства членов группы, особенно на первом этапе, обнаруживается тенденция к обсуждению именно прошлых событий, проблем и людей, не присутствующих в дан­ной группе. Этим они как бы защищают свое настоящее, то, что болит и беспокоит именно сейчас. Им трудно дается переход с рассказов о прошлом на обсуждение сегодняшних проблем. По­этому не надо ждать сразу же гладкого и спокойного их обсужде­ния. Первые попытки анализа настоящего чаще всего поверхно­стны, непоследовательны и находятся в русле негативных эмо­циональных оценок, жалоб и обвинений.

Вот здесь и важно вспомнить, что термин энкаунтер перево­дится и как столкновение. Тонко провоцируемые психотерапев­том члены группы начинают сталкиваться при различных эмо­циональных оценках переживаний, высказываний и поведения друг друга. Здесь от психотерапевта требуются одновременно творческая смелость и обостренное чувство меры.

Дело в том, что его задача — соединение двух противоречий. С одной стороны, он должен создать (а иногда и спровоцировать) атмосферу максимальной раскрепощенности, раскрытия своего истинного Я и спонтанного выражения своих эмоций, в том числе и отрицательных реакций на высказывания и поведение других членов группы. (Исходя из концепции Роджерса, без такого ярко­го эмоционального столкновения не получится самораскрытия членов группы, обнажения истинных причин их проблем и обре­тения свободы самовыражения, освобождения от самообмана, принятия себя и других в истинном виде.)

Психотерапевт должен постараться не доводить эмоциональ­ные столкновения до той границы, когда это приводит к активно­му неприятию другого и к распаду группы. Однако такое сохра­нение группы не должно идти за счет недостаточного саморас­крытия ее членов — пусть лучше группа людей, оказавшихся несо­вместимыми, распадется, чем будет работать по устранению про­блем, причины которых недостаточно раскрыты, а люди не гото­вы к дальнейшей работе, необходимым условием которой являет­ся полное самораскрытие и принятие себя и других несмотря на эмоциональные столкновения.

Можно сказать, что это Второй критический период, во время которого некоторые группы нередко распадаются полностью, а из других уходят отдельные члены группы.

Те группы, которые, пройдя испытания столкновением, не рас­падаются, обретают определенное единство, у них образуется единый Личностно значимый (для каждого члена группы) Матери­ал, устанавливается так называемый Климат доверия.

Роджерс и его последователи считают, что только после всех этих испытаний, после раскрытия своих истинных чувств и мыс­лей у группы появляется самоисцеляющая способность, то есть уже одно присутствие в группе, ее атмосфера начинают оказывать исцеляющее воздействие.

Глядя на себя глазами других, индивид начинает объективизи­ровать свое собственное самовосприятие и самопринятие. Этот механизм называется обратной связью, позволяющей как созна­тельно, так и неосознанно корректировать самооценку, фактиче­ски этот процесс можно назвать Путь к себе через других.

Сторонники этого вида психотерапии считают, что даже обна­ружение у себя существенных недостатков и ошибок является средством самораскрытия, необходимым для положительных из­менений личности и ее проявлений в виде внутренних психических состояний и внешних поведенческих реакций.

Неоднократное преодоление самого себя, обмана себя и дру­гих, прямые и честные оценки себя и других через некоторое вре­мя становятся потребностью, а защитные самообманы начинают вызывать все более активное неприятие.

Замечая малейшую неискренность какого-то из членов группы, другие участники требуют перестать лгать и стать естественным и правдивым.

Интересно, что большинство индивидов, отказываясь под воздействием группы от таких самообманов и самооправданий, начинают себя чувствовать более уверенными и защищенными. Они видят, что группа принимает их такими, какие они есть, не отторгает и не вынуждает изображать из себя не то, чем они ре­ально являются.

Неоднократное повторение такого опыта все более закрепляет чувство защищенности, безопасности, уверенности в себе и ведет к снижению уровня тревожности, вселяет веру в собственные воз­можности преодолевать жизненные проблемы.

Updated: 07.11.2012 — 14:13