ЧУВСТВЕННОЕ СОЗНАВАНИЕ

Систему под таким названием преподают в США Шарлотта Селвер и Чарльз Брукс с небольшим количеством учеников. Они опираются на работу Эльзы Гиндлер к XauHpiixa Якоби — европейских учителей м-с Селвер. «Эта работа направлена на изучение нашего целостного органического функцио­нирования в мире, который мы воспринимаем, частью которого мы являемся — нашей личной экологии; как мы совершаем наши действия, как относимся к людям, к ситуациям, объектам. Мы стремимся найти, что естественно в этом функционировании, а что обусловлено; что есть наша природа, которую эволюция создала, чтобы мы были в соприкосновении с остальным миром, а что стало "второй природой", как Шарлотта это часто называет, которая изолирует нас».

Чувственное сознавание — это процесс научения возвращаться б соприкос­новение с нашими телами и чувствами, со способностями, которыми мы рас­полагали, будучи детьми, но утеряли во время формального обучения. Роди­тели реагируют на детей с точки зрения собственных идей и предпочтений, вместо того чтобы пытаться почувствовать, что может помочь реальному развитию ребенка. Детей учат, какие вещи и какие действия «хороши» для них, как долго им нужно спать и что они должны есть, вместо того, чтобы предо­ставить им судить об этом по своему собственному опыту. «Хороший» ребенок научается приходить, когда мама зовет, прерывать свой естественный ритм, сокращать пребывание на воздухе для удобства родителей и учителей. После так их многочисленных перерывов внутренне присущее ребенку чувство ритма запутывается, также как и внутреннее чувство ценности собственного опыта.

Другая проблема детского опыта — совершение усилий. Как много роди­телей, которые хотят, чтобы их ребенок сел, встал, пошел, заговорил так рано, как только возможно! Они не хотят дождаться естественного процесса развития и развертывания способностей. Детей учат, что недостаточно дать вещам происходить, как они происходят; они научаются «стремлению* вместо есте­ственной игры. Они научаются «стараться». Это начинается с неестественного использования родителями детского лепета, с искусственных жестов и шу­мов для общения с ребенком. Своим примером родители учат ребенка, что даже общение не может быть мирным

И простым, что нужно нечто насильственное, нечто «сверх», и это отношение проводится во многих других областях.

Работа чувственного сознавания фокусируется на непосредственном вос­приятии, научении отличать собственные ощущения и чувства от культурно и социально привитых образов, которые столь часто перекрывают или извра­щают опыт. Простая деятельность ощущения может дать ошеломляющий и богатый опыт, тот опыт, от которого мы часто отрезаем себя, живя «в голове*. Это требует развитие чувства внутреннего мира и покоя, способность давать вещам происходить, оставаясь сознающими без принуждения или попыток изменить что-то. Многие упражнения в системе чувственного сознавания основаны на фун­даментальных человеческих деятельностях — лежании, сидении, стоянии, ходьбе. Эти деятельности представляют естественную возможность открыть свое отношение к окружающему, развить сознательную осведомленность о том, что мы делаем. Сидение на табурете без спинки позволяет почувствовать всю меру поддержки, ощутить силу тяжести и внутренние жизненные процес­сы, которые происходят по отношению к этим и другим силам. Стояние также предлагает богатые возможности для ощущений. Мало кто умеет стоять удобно, стоять ради самого стояния; большинство из нас рассматривает сто­яние как. начальную точку для других деятельностей — ходьбы, бега и т. д. Стояние позволяет исследовать уравновешивание, попытаться изменить при­вычные положения и позы на новые способы координации и бытия.

Еще один аспект чувственного сознавания включает взаимодействие с другими. Многие люди должны учиться, как прикасаться друг к другу и как принимать прикосновение. Можно исследовать различные способы прикос­новения: легкий толчок, шлепок, поглаживание и пр. Качество прикосновения может обнаружить застенчивость, агрессивность, вялость, беспокойство и пр.

Большинство упражнений чувственного сознавания имеют внутреннюю, медитативную ориентацию. Селвер и Брукс указывают, что по мере постепен­ного развития внутреннего покоя, ненужные напряжения и ненужная деятель­ность уменьшаются, восприимчивость к внутренним и внешним процессам усиливается; происходят и другие изменения во всей личности. «Чем ближе мы подходим к такому состоянию великого равновесия в каплей голове, тем спокойнее мы становимся, тем более наша голова "проясняется", тем легче и сильнее мы себя чувствуем. Энергия, ранее связанная, все более и более оказывается в нашем распоряжении. Давление и спешка превращаются в свободу и скорость. Мы чувствуем большее единство с миром, в котором раньше нам приходилось "брать барьеры". Мысли и идеи приходят в ясное сознание, вместо того, чтобы быть "создаваемыми"… Мы можем позволить переживаемому быть более полно воспринятым и созреть в нас».

Updated: 06.11.2012 — 14:46