ОСВОЕНИЕ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Выразительная форма движения, воплощающая эмоционально-моторную реакцию человека на музыку, всецело зависит от особенностей данного музы­кального произведения. Одна и та же двигательная форма не может быть соззучна разным музыкальным образам. В связи с этим в музыкальном движе­нии нет репертуара установленных двигательных форм, созданных вне связи с конкретным музыкальным произведением. В методике музыкального дви­жения имеется свыше 300 специальных упражнений, так называемых музы-калько-двигателькых образов. Каждое из них выражает восприятие музыки создавшего эти движения автора. Систематизированные по учебным задачам, они изменяются по форме и эмоциональному содержанию от элементарных до весьма сложных, но всегда строятся на художественно полноценной музы­ке. Используется музыка разных народов, композиторов, стилей и эпох. Эти упражнения служат для разните техники музыкального движения и являются основным учебным материалом для ознакомления со всем эмоционально-ди­намическим разнообразием музыкально-двигательных образов. Отличитель­ной особенностью является то, что музыкально-двигательная техника разви-

Вается параллельно с развитием музыкальности и целостного движения в едином процессе. Поэтому движения (двигательные образы) никогда не ра­зучиваются отдельно от музыки.

Форма движения (ходьба или подскоки), участие тех или иных частей тела (рук, корпуса, головы), безусловно влияют на выразительность движения. Но решающая роль в этом принадлежит способу выполнения того или иного движения: уровню затрат мышечной энергии, степени противодействия или использования силы тяготения, активности дыхания. Наблюдения показали, чо от разнообразного сочетания этих динамических сил зависят богатство и своеобразие эмоционально-динамических оттенков движения, отвечающих на новую музыку всегда новым вариантом. Нам удалось установить, что эти сочетания в основном образуют две группы движения — плавкое и толчковое. В методике музыкального движения эти группы условно названы приемами движения. Освоение приемов движения открывает путь для изменения — выра­зительной формы движения.

Плавность основана на способности при выполнении движения тонко регулировать и сохранять неизменным соотношение между активной работой мышц и противодействующей ей силой тяготения. Двигающийся учится до-зированно и длительно использовать или преодолевать тяжесть своего тела, сохраняя или постепенно и равномерно увеличивая (уменьшая) напряжение в той же группе мышц. В сложном двигательном процессе плавкое движение приобретает характер текучести. Напряжение, возникшее в одной группе мышц, постепенно распространяется на соседние группы, охватывая все боль­шую площадь. Текучим (плавным) можно назвать и совместное движение партнеров, если напряженная работа мышц как бы «перетекает» или переда­ется от одного партнера к другому. Толчковые (пружинные и маховые) дви­жения вызываются активным и быстрым мышечным напряжением — толчком,, нарушающим равновесие. Каждое отдельное толчковое Движение имеет две ‘ фазы — активную и пассивную. Возникшая от толчка короткая, но энергичная инерция увлекает тело (или его части) в быстрое движение, преодолевающее тяжесть тела. Затем тело пассивно возвращается в устойчивое положение. Активные 2ломенты толчкового двигательного процесса сопровождаются «вспышками» эмоционально-мышечного тонуса, яркость которого связана со степенью преодоления силы тяжести.

Важную роль в выразительности движения играет включение дыхания в двигательный процесс. Эмоциональное переживание (в том числе музыкаль­ное) всегда нарушает у человека характер дыхания. В условиях двигательного равновесия устаназливйется глубокая взаимосвязь (единство) между эмоцио­нально-динамической кривой переживаемой музыки и характером дыхания (глубиной, темпом, ритмом). Кроме того, полный вдох непосредственно воз­действует на движение, вызывая перемещение центратяжести вперед и арерх и увеличивая неустойчивость тела. Человек явственно ощущает как бы «ргс-текание» медленного глубокого вдоха по всему телу. Повышается эмоцио­нально-мышечный тонус, появляется особое (несомненно эстетического уровня) состояние приподнятости и облегченности, условно называемое ды-хательностью. В музыкальном движении — дыхательность — ведущее обьеди-няющее начало. Оно придает движению особую связность, эмоциональную

Осмысленность и одухотворенность.

Одновременное использование различных приемов движения в едином двигательном процессе открываетширокие возможности для беспредельного творческого варьирования выразительности движений.

При освоении примерных музыкально-двигательных образов перед зани­мающимися ставится задача не копировать показанное упражнение, а активно воссоздавать его. Большое значение в работе имеет организация на занятиях эстетической атмосферы. Этому способствует обстановка приподнятости и доброжелательности, звучание полноценной музыки в художественном ис­полнении, недопустимость счета и громких разговоров во время исполнения.

В воспитательном процессе большую роль играет способ подачи педаго­гом учебного материала. Полноценный показ упражнения (исполненный с полной эмоциональной нагрузкой и на хорошем художественном уровне) вызывает у учеников эстетическую радость. На первыхзанятиях часто исполь­зуется и, так называемый, вовлекающий показ, когда занимающиеся выполня­ют упражнения одновременно с руководителем. Такое личностное общение с руководителем во время движения способствует активизации эмоционально­го двигательного ответа учеников.

Примерные музыкально-двигательные образы (так же как и их отдельные элементы) никогда не разучиваются отдельно от музыки. При исполнении упражнений основное внимание обращается на мелодию как основную носи­тельницу эмоционального процесса.

Примерные музыкально-двигательные образы служат материалом для развития у занимающихся умения понимать образную музыкальную речь — значение ее средств выразительности, воспринимать детализированный му­зыкальный образ. Работа над их созданием сопровождается более или менее глубоким анализом музыки, особенностей своих движений и их взаимосвязи. У занимающихся развивается понимание единства и целостности музыкаль-но-двигательного образа.

Updated: 06.11.2012 — 14:46