ПОНИМАНИЕ ПРИ ДЕЛАНИИ

Мы действуем в соответствии с образом себя. Этот образ себя, который управляет каждым нашим действием, определяется тремя факторами (в раз­личных соотношениях): наследственностью, воспитанием и самовоспитани­ем.

Наследуемая часть менее всего поддается изменению. Биологические особенности индивидуума — особенности нервной системы, костной структу­ры, мускулов, желез, кожи, органов чувств — определены его физической наследственностью задолго до того, как он начинает осознавать себя. Но образ себя развивается из его действий и реакций в нормальном течении опыта.

Воспитание и образование определяют язык и задают паттерны представ­лений и реакций, присущие определенному обществу. Эти представления и реакции различны в различной среде, они не характеризуют человечество как вид, будучи характерными для определенных групп индивидуумов.

Воспитание в значительной степени определяет направление нашего са-мозоспитания к самообразования — наиболее активного элемента в нашем развитии. С другой стороны, наше самовоспитание влияет на то, как мы воспринимаем внешнее воспитание и образование, как и выбор материала для обучения. Воспитание и самовоспитание, образование и самообразование про­текают во взаимной связи. В первые недели жизни воспитание сводится к впитыванию окружающего, и самовоспитание практически отсутствует; оно состоит лишь в отказе или сопротивлении по отношению к тому, что перво­начально чуждо и неприемлемо для наследственных особенностей индиви­дуума.

По мере роста детского организма самовоспитание прогрессирует. Ребе­нок постепенно обретает индивидуализированные характеристики. Он начи­нает выбирать объекты и действия в соответствии со своей природой. Он уже не принимает всего, что обучение пытается ему навязывать. Навязываемое

Печатается по «Feldenkrais M. Awareness through movement. New York, 1972. — Перев. М. П. Папуша. воспитание и индивидуальные склонности вместе задают тенденции привыч­ного поведения и действий.

Из трех факторов, определяющих наш образ себя, лишь самообразование до некоторой степени находится в наших руках. Наша физическая наследст­венность нами не выбирается, воспитание и образование также навязываются нам; даже самовоспитание не целиком произвольно в ранние годы; оно зави­сит от относительной силы наследственности, индивидуальных характери­стик, эффективности работы нервной системы, упорства и серьезности отно­шения. Наследственность делает каждого из нас уникальным индивидуумом в отношении физической структуры, внешности и способов действовакня. Воспитание делает каждого из нас членом определенного человеческого общества и стремится сделать нас настолько похожими на всех остальных членов этого общества, насколько это возможно. Общество диктует нам то, как мы одеваемся, делая налгу внешность похожей на внешность всех других. Давая нам язык, оно заставляет нас выражать себя таким же образом, каким выражают себя другие. Оно прививает нам паттерны поведения и ценности, — и поэтому наше самовоспитание рискует также стремиться сделать нас похо­жими на всех других.

В результате самовоспитание, которое является активной силой, работа­ющей на индивидуальность и расширяющей унаследованные различия в об­ласти действия, в значительной степени стремится сделать наше поведение похожим на поведение других. Существенный недостаток нынешнего воспи­тания состоит в том, что оно основано на древней и часто примитивной практике, уравнивающая цель которой была не осознанной и неясно й. Однако, поскольку у такого воспитания нет иной цели, кроме как формировать при­спосабливаемо сть индивидуумов, оно не может полностью подавить самовос­питание. И все же даже в развитых странах, в которых методы воспитания и образования постоянно совершенствуются, имеетместо возрастающая одинаковость мнений, внешностей, амбиций и пр. Развитие массовой коммуникации и ложно понятой идеи социального равенства также вносят свой вклад в стирание индивидуальных различий.

Современное знание в области воспитания и психологии дало возмож­ность профессору Скиннеру, гарвардскому психологу, демонстрировать ме­тоды получения индивидуумов, которые «удовлетворены, способны., образо­ваны, счастливы и способны к творчеству». Это действительно цель воспитания и образования, даже если это выражается не всегда столь определенно. Скиннер, конечно, прав относительно эффективности методов, и мож­но не сомневаться, что со временем станет возможным создавать существа в форме человека, которые образованы, организованы, удовлетворены и счаст­ливы, если использовать все знания в области биологической наследственно­сти. Можно даже научиться создавать различные типы таких существ, чтобы удовлетворить все потребности общества.

Эта «утопия», которая имеет шанс воплотиться в недалеком будущем, является логическим следствием нынешней ситуации. Чтобы придти к ее воплощению, нужно лишь создать биологическое единообразие и применить подходящие воспитательные средства, чтобы исключить самообразование.

Многие полагают, что общество более важно, чем индивидуумы, из кото­рых оно состоит. Тенденции к усовершенствованию общества можно наблюдать почти во всех развитых странах; различия касаются лишь методов, изби­раемых для достижения этой цели. Кажется общепринятым, что самое важное — это усовершенствовать социальный процесс работы, производства, предо­ставления всем равных возможностей. В каждом обществе заботятся о том, чтобы воспитание подрастающего поколения создавало качества, делающие возможным общество, однородное, насколько это возможно, чтобы это обще­ство функционировало без всяких «возмущений».

Может быть, эти тенденции общества соответствуют эволюционным тен­денциям человеческого рода. Если это так, каждый должен направить свои усилия на достижение этих целей.

Однако если мы на время оставим представления об обществе и обратимся к человеку как таковому, мы увидим, что общество — не просто сумма людей, которые его составляют; с точки зрения-индивидуума оно имеет иное значе­ние. Оно значимо для него, прежде всего, как поле, в котором он должен продвигаться, чтобы быть принятым в качестве ценного члена, так что его ценность в собственных глазах зависит от его положения в обществе. Обще­ство значимо для индивидуума также как поле, на котором он может прояв­лять сбои индивидуальные качества, развивать и выражать свои частные личные склонности, органичные для его индивидуальности. Органические черты, основанные на биологической наследственности, и их выражение, существенны для наилучшего функционирования организма. Поскольку тен­денция к единообразию в нашем обществе создает бесчисленные конфликты с индивидуальными особенностями, приспособление к обществу может быть осуществлено либо ценой подавления индивидуальных органических потреб­ностей, либо посредством отождествления индивидуума с потребностями общества, что может зайти столь далеко (при том, что сам человек не сознает навязанности ему этих потребностей), что он чувствует себя не в своей тарел­ке, если не может вести себя в соответствии с ценностями общества.

Общественное воспитание осуществляется одновременно в двух направ­лениях. Оно подавляет любую нонконформистскую тенденцию посредством наказания или отказа в поддержке, и одновременно оно внушает индивидууму ценности, принуждающие его преодолевать и отвергать спонтанные желания. Эти условия заставляет большинство взрослых сегодня жить в маске — маске личности, которую индивидуум пытается представить другим и самому себе. Любое спонтанное стремление или желание подвергается строгой внутрен­ней критике, если оно обнаруживает органическую природу индивидуума. Эти стремления и желания вызывают тревожность и угрызения совести, индивидуум стремится подавить желание реализовать их. Единственная ком­пенсация, делающая жизнь выносимой несмотря на эти жертвы, — это соци­альное признание, получаемое индивидуумом, добившимся успеха. Потребность в постоянной поддержке окружающих столь велика, что боль­шинство людей тратят большую часть своей жизни на укрепление своих масок. Повторяющийся успех побуждает людей продолжать этот маскарад.

Этот успех должен быть видимым и включать постоянное социальное продвижение. Если этого не происходит, не только жизненные условия ста­новятся труднее, но ценность человека уменьшается в его собственных глазах до такой степени, что это начинает угрожать его психическому и физическому здоровью. Человек не дает себе возможности отдохнуть, даже если он обладает материальным достатком. Действия и порождающие их импульсы -необходимые для поддержания маски без трещин и проколов, чтобы человека за ней не было видно — не основаны ни на каких органических потребностях. В результате, удовлетворение, получаемое от этих действий, даже если они успешны — это не живительное органическое удовлетворение, а нечто весьма поверхностное и внешнее.

Постепенно человек убеждает себя, что признание обществом его успеха должно давать и дает ему органическое удовлетворение. Часто индивидуум настолько приспосабливается к своей маске, настолько полно с ней отожде­ствляется, что уже не чувствует ни органических импульсов, ни органических удовлетворений. Это порождает трещины и нарушения в семейных и сексу­альных отношениях; может быть они всегда присутствовали, но замазывались социальным успехом. Действительно, частная органическая жизнь и удовлет­ворение потребностей, основанных на сильных органических импульсах, поч­ти совершенно не существенны для успешного существования маски и ее социальной ценности. Большинство людей проживает достаточно активную и удовлетворительную жизнь за своей маской, чтобы более или менее безбо­лезненно подавлять ощущение пустоты, возникающее, когда они останавли­ваются и прислушиваются к своему сердцу.

Не все преуспевают в занятиях, которые общество считает важными, до такой степени, чтобы успешно жить жизнью маски. Многие из тех, кто в юности не сумел приобрести профессию или занятие, обеспечивающие до­статочный престиж для маски, утверждают, что они ленивы и не обладают характером или настойчивостью, чтобы чему-нибудь научиться. Они пробуют то или иное,, одно за другим, переходят от одного занятия к другому, неизмен­но считая себя пригодными к тому, что подвернется следующим. Они, может быть, не менее одарены, чем другие, но также привыкли не учитывать свои органические потребности, поскольку не могут найти подлинного интереса к какой бы то ни было деятельности. Они могут наткнуться на что-нибудь, что задержит их долее другого, и могут даже обрести известное умение. Но их занятие все же случайно, хотя оно и дает им опору в обществе и ощущение собственной ценности. В то же время ненадежность самооценки заставляет их искать успеха в других областях, например в беспорядочной сексуальной жизни. Эта беспорядочность, параллельная постоянной смене работы, под­держивается одним и тем же механизмом веры в какую-то специальную собственную одаренность. Это поднимает их ценность в собственных глазах и дает им хотя бы частичное органическое удовлетворение, — достаточное, чтобы пробовать снова и снова.

Самовоспитание, — которое, как мы видели, не совершенно независимо, — порождает также структурные и функциональные конфликты. Многие люди страдают нарушением пищеварения, выделения, дыхания, патологиями кост­ной струтуры. Временные улучшения, достигаемые в отношении этих болез­ней, дают столь же временное возрастание жизненности, за которым, как правило, следует период ухудшения здоровья и состояния духа.

Очевидно, что из трех факторов, определяющих в целом поведение чело­века, только самовоспитание поддается волевому усилию. Вопрос в том, до какой стпени, и, в особенности, каким образом человек может себе помочь. Большинство людей будут искать консультации специалиста — лучший способ в серьезных случаях. Однако большая часть людей вообще не ощущает потребности в этом и не имеет желания это делать; неясно, чем специалист мог бы им помочь. В конце концов, помощь самому себе — единственный путь, открытый каждому.

Этот путь может быть сложным и трудным, но для каждого, кто чувствует потребность в изменении и улучшении — это возможно, если только помнить, что нужно ясно понимать некоторые вещи, чтобы процесс не стал невыпол­нимым.

С самого начала нужно ясно понимать, что процесс учения нерегулярен, он состоит из ступеней, и на этом пути будут спады также, как и шаги вверх. Это относится даже к такому простому делу, как выучивание стихотворения наизусть. Можно выучить его сегодня и совершенно ничего не помнить завтра; а через несколько дней, без всякой дополнительной работы, оно может вне­запно вспомниться целиком. Через несколько месяцев, в течение которых человек не вспоминал об этом стихотворении, краткое напоминание может целиком восстановить выученное. Следовательно, нас не должно обескура­живать то, что в какой-то момент покажется, что мы оказались в том же положении, в каком были вначале; постепенно регрессии будут становиться более редкими, а возвращения к улучшенному состоянию легче.

Далее, следует понимать, что по мере изменений в себе могут обнару­житься новые, до сих пор незамечавшейся трудности. Ранее сознание не могло их видеть — из страха или из-за боли, которую они причиняют; по мере укрепления уверенности в себе трудности начинают замечаться.

Большинство людей делает попытки улучшить или исправить что-то в себе, даже если эти попытки не сознаются. Средний человек доволен своими достижениями и полагает, что ему достаточно нескольких гимнастических упражнений для исправления, нескольких замечаемых недостатков. Все, что’ было сказано в этом предисловии, как раз адресовано этому среднему чело­веку — тому, кто полагает, что все это его не касается.

По мере того, как человек достигает улучшения себя, в нем обнаружива­ются различные стадии развития, и средства усовершенствования становятся все более рафинированными. В этой книге я детально описываю первые шаги, предоставляя читателю в дальнейшем продолжать развитие по своему усмотренкю.

Updated: 06.11.2012 — 14:46