ЭТНИЧЕСКИЕ КОДЫ В РИСУНКАХ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ КАК МАРКЕР ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, ВЫПОЛНЯЮЩИЙ ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩУЮ И ИНТЕГРИРУЮЩУЮ ФУНКЦИИ

T. S. Skripka Smolensk, Smolensk State University

The ethnic codes in drawings of teenager and young man are the marker of ethnicculturals of appurtenance and carry out differentiating and integrating functions

This article considers analysis of cultural codes contains in drowings of teenager and young man (233) in Smolensk, Sarov, Baikonur. Creative works of three groups differ on presence of ethnic codes. In Baikonur’s sample drowings display ethnic codes. They are based on influence sociocultural factor (the Russian closed scientific city in territory of Kazakhstan) and carry out differentiating and integrating functions.

Теоретическое осмысление сферы знаково-семиотического пространства культуры, подтверждает актуальность изучения культурных кодов современ­ной молодежи. М. Коул, подчеркивая значимость культурных аспектов, ут­верждает: «Не вызывает сомнений, что в современных спорах о половых различиях, о противопоставлении школы и повседневнои жизни, об этапах развития и т. п. требуется как-то систематизировать представления о роли культуры» (и знаков, ее опосредующих), в становлении рассматриваемых явлении (Коул, 1995, с.6). Концептуальная основа нашего исследования была построена на теоретических постулатах культурно-историческои психоло­гии (Л. С.Выготскии, А. Н. Леонтьев, А. Р.Лурия, Бош, М. Коул). Одним из при­оритетных направлении, изучавшихся представителями культурно-истори — ческои школы, была проблема роли этнокультурных факторов в психичес — кои жизни человека. Как отмечает автор этнофункционального подхода А. В. Сухарев, «.. .этничность является системообразующим фактором в процес­сах воспитания, обучения и психотерапии, определяющем целостность (сте­пень организованности) процесса психическои адаптации» (Сухарев, 1996, с.84). Поэтому выявление общегрупповых нормативов а также индивиду- альнои специфики употребления этническои составляющеи знаково-семи­отического пространства культуры может стать основои для определения стратегии психологического сопровождения учащихся.

Отправными точками дальнеишего эмпирического изучения являют­ся следующие теоретические положения: 1. Культура — не только детер­минирующая среда, но и источник развития личности, осуществляющии воздеиствие с момента рождения и на протяжении всего жизненного пути личности посредством системы знаково-символических объектов. 2. Куль­турные коды — это знаково-символические системы культуры, предназ­наченные для трансляции культурных смыслов. 3. Культурные коды диф­ференцируются по степени обобщения культурнои информации, време­ни возникновения и продолжительности существования в культурогене — зе. На основании названных критериев можно выделить первичныи код (архаическии, пракод) и вторичные коды культуры (эпохальные, этни­ческие, локальные и индивидуальные).

Этнические коды культуры являются выражением этноспецифич — нои картины мира. Такие коды транслируют способ членения реально­сти, систему ценностеи, этноспецифичные мифологические представ­ления и т. д., принятые в данном этнокультурном сообществе. Коды дан — нои группы обладают высоким уровнем обобщения культурнои инфор­мации, относительно устоичивы во времени, функционируют в доста­точно обширном географическом диапазоне. Однои из основных функции: этнических кодов является обозначение этническои принад­лежности его носителей Интеграция либо дифференциация на осно­вании данного критерия возможна по трем основным признакам (Гу­милев Л. Н., Бромлеи Ю. В., Сухарев А. В.): климато-географическому, антропо-биологическому и социокультурному.

Целью нашего исследования являлось расширение представлений о культурно-семиотическом пространстве современных подростков и юно­шей, изучение системы актуальных для группы а также индивидуально­специфичных этнических кодов культуры, воплощаемых в рисунках дан­ной возрастной категории. Так, А. Н. Леонтьев пишет: «… превращение человеческой деятельности в ее продукт выступит перед нами как про­цесс воплощения в продуктах деятельности людей их психических осо­бенностей» (Леонтьев, 1981, с.195). Исследование культурных кодов про­водилось на материале рисунков, выполненных при дополнении стимуль — ных фигур до любого целостного образа (адаптированный тест дивер­гентного мышления Ф. Вильямса (Туник, 2003, с.6 )).

Наше исследование осуществлялось в течение 2005-2009г. г. в г. Смо — ленск (35 учащихся 11-х классов и 36 учащихся 1 курса психолого-педа- гогического факультета Смол ГУ) и Закрытого Административного Тер­риториального Образования г. Саров Нижегородской обл. (41 учащийся 11-х классов и 38 студентов 1 и 2 курса Саровского медицинского коллед­жа), а также в г. Байконур республики Казахстан (83 учащихся средних и старших классов). Смоленская выборка представлена в подавляющем большинстве русскими испытуемыми. Байконурская выборка состоит из русских и казахов. Саровская выборка представлена в основном предста­вителями русского и мордовского этносов. В общей сложности было про­анализировано более 2300 рисунков.

Рассмотрим факторы, детерминирующие развитие испытуемых трех указанных регионов и проследим их отражение в культурных кодах ана­лизируемых творческих работ. Смоленская выборка представлена в по­давляющем большинстве русскими испытуемыми. Байконурская выбор­ка состоит из русских и казахов. Саровская выборка представлена в ос­новном представителями русского и мордовского этносов. Саров и Бай­конур относятся к числу городов, градообразующими предприятиями которых являются исследовательские лаборатории и испытательные пло­щадки ядерной и космической промышленности. До настоящего момен­та в городах действует пропускной режим, что, безусловно, оказывает вли­яние на формирование социокультурной среды. Так, например, локаль­ными кодами в г. Саров являются понятия «большая земля», «зона» (от­метим, что в значении этого слова отсутствует коннотативный маркер криминальной субкультуры), также в городской субкультуре явно про­слеживается дифференциация жителей закрытого города и всех осталь­ных россиян на «мы» и «они».

Необходимо более детальное исследование знаково-семиотического пространства людей, чье развитие происходит в культурном простран­стве закрытых территориальных образований, которое может представ­лять собой одно из перспективных направлений современной психоло­гической науки, в том числе, этнофункциональной психологии и педаго­гической психологии.

Необходимо отметить, что ни в одном из более 900 рисунков саров — чан и ни в одном из более 800 рисунков смолян не содержатся знаки и символы, отражающие историческое наследие или современное куль­турное достояние родного города. Анализ культурных кодов жителей Байконура показал актуальность тематики, связанной с культурно-ис­торическим наследием города. Когнитивный компонент этноидентич- ности байконурцев, основанный на влиянии социокультурного фак­тора, связан с контекстом космических полетов, пусковых установок, спутников и ракет. В рисунках испытуемых из других регионов также встречается космическая тематика, однако количество таких работ су­щественно ниже, чем у испытуемых из г. Байконур. Отметим следую­щую особенность: более выраженная личная вовлеченность байконур­ских авторов в изображаемый сюжет (более частая актуализация по­люса личностного смысла образа сознания (А. Н. Леонтьев, Д. А. Леон­тьев, В. П.Зинченко, С. Д.Смирнов, Ф. Е.Василюк)). Это выражается, на­пример, в названиях рисунков: «Наша ракета летит», «Мы на пуске», «Ура, мы в космосе» и др. На основе приведенных выше примеров можно сделать вывод о второй особенности. В творческих работах байконурцев чаще реализуются не только поведенческий и когнитив­ный компоненты этноидентичности (А. В. Сухарев, Е. П. Авдуевская,

О. Л.Романова, А. А. Сусоколов), но и ее аффективная составляющая, отражающая позитивное отношение к своей этногрупповой принад­лежности. Таким образом, различия в климато-географическом, ант — ропо-биологическом и социокультурном факторах становления эт­ноидентичности позволяют объяснить своеобразие творческих работ жителей изучаемых регионов. В наибольшей степени оно выражает­ся в содержательном аспекте этнических кодов культуры.

В пространственном и временном измерении культуры коды выпол­няют двоякую функцию: с одной стороны они вносят свой вклад в сохра­нение временной непрерывности культуры, с другой — помогают очер­тить своеобразное пространство, локус, занимаемый каждой конкретной культурой (этнокультурой субкультурой, контркультурой), так что в ито­ге становится возможным выделение культурного своеобразия конкрет­ных регионов и сообщностей. С наибольшей очевидностью прослежива­ется действие консолидирующей и дифференцирующей роли культуры в этнических кодах культуры.

Список литературы

Коул, М. Культурные механизмы развития / М. Коул. // Вопросы психоло­гии. — 1995. — №3. — С.5-19.

Леонтьев, А. Н. Биологическое и социальное в психике человека / А. Н.Ле — онтьев // Проблемы развития психики. — М., 1981. — С.193-218.

Сухарев, А. В. Этнофункциональный подход к проблемам психопрофилакти­ки и воспитания / А. В. Сухарев. / / Вопросы психологии. — 1996. — №4 — С.81-92.

Туник, Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е. Е.Туник. — СПб.: Речь, 2003. — 96 с.

В. В. Смоляр

Волгоград, Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования

Updated: 05.09.2013 — 07:10