ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА КУЛЬТУРЫ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ

F. S. Tashimova

Almaty, Kazakhstan, Kazakh National University named after Al-Farabi Problem of cultural subject in etnopsyhology

In this article is analizing one of the most important problems of etnopsyhology — problem of culture subject. Subject of culture is showing as cooperating of subjects. These subjects stimulating integration of inside world, providing harmony in relationships with another ethnic groups.

Одной из значимых проблем этнопсихологии, отражающей взаимо­действие человека с разными мирами, является изучение субъекта куль­туры как уникального со-творчества субъектов, функционирующих во внутреннем мире человека, в связи с потребностью в целесообразном ин­тегрировании системы частных и общечеловеческих ценностей, отража­ющих его смысловую сферу, обеспечивающую позитивные изменения, гармонию, как в собственной системе, так и в окружающей его социаль­ной и предметно-вещной среде (Tashimova,1996).

Согласно этого, выявление особенностей субъекта культуры предпо­лагает проведение анализа представленности в его личности различных социальных обществ и мира. Рассмотрим различные детерминанты, оп­ределяющие особенности субъекта культуры.

1. Одним из наиболее значимых детерминант является представлен­ность в человеке «Сверх-смысла», частью которого он является. Это пер — сонализированность бога как интимнейшего собеседника по Франклу (Ташимова, 2008). По аль-Фараби — это представленность надлунного мира, божественной первосущности человека (Tashimova, 1996). Представлен­ность в субъекте надлунного мира — это отражение функционирования в нём логики божественного начала, отражающего его возвышенные, твор­ческие силы, способность к самотрансценденции и преодолению трудно­стей бытия в мире. Несмотря на то, что представлнность первосущности или сверхсмысла имеет разнообразные оттенки, эта сфера отражает из­начальное стремление человека к добру и созиданию во имя человече­ства и мира. В данной сфере ценности субъекта культуры, различных этнических групп едины. Изначально человек добр и несёт в себе мощ­ную энергию всеобщей любви (либидо) и в процессе жизни, постоянно стремится противостоять разрушительным силам (танатосу). Божествен­ное понимается как источник совести или орган совести по Франклу, ре — гулирующии принятие решении и их реализацию. Разрушительные силы продуцируются в ситуациях невозможности преодоления сложностеи жизни, препятствующих реализации добрых намерении.

2. Представленность различных этносов мира, т. е. человечества в целом. Человечество представлено опосредованно, через систему ценностеи, отра­жённых в сказках народов мира, мифах, традициях, быте, а также в про­дуктах творчества любимых авторов, представителеи различных этничес­ких групп. Любимые авторы, являющиеся кумирами субъекта, могут быть представлены из любои этническои группы и из любои точки мира и вре­мени. Т о есть, для них нет ни пространственных, ни временных преград. В зависимости от того, представитель какои этническои группы представ­лен, идёт ориентация на те ценности, которые проводит в своём творчестве избранныи субъектом кумир. Этот процесс, не всегда достаточно сознан — ныи, но по мере воздеиствия, иногда, может превосходить влияние близко­го социального окружения. Представленность избранных субъектом твор­ческих представителеи мира — это представленность в субъекте Супер-эго, по Фреиду, авторитетнои личности, по Франклу, представителеи великого общества подлунного мира, по аль-Фараби, значимых Других, по Х. Й Лии — метсу и А. В.Петровскому и В. А. Петровскому (Ташимова, 2001). Представ­ленность ценностеи различных этнических групп мира стимулирует раз­нообразие жизненных смыслов субъекта культуры. В связи с этим, очень важно знать, кто представлен в личности субъекта и как, а также, какова мера его влияния. Это становится особенно важным в условиях глобализа­ции, когда ставится вопрос о едином пространстве общечеловеческих цен­ностеи. В данном случае, очень важным является соблюдение принципа «единство из множества», отражающего единение на основе разнообразия.

3. Представленность в субъекте окружающего социального сообще­ства — это люди с общего двора, дома, улицы, школы, института и т. д., отражающее непосредственное окружение субъекта. Это места первых встреч, реализации потребностеи в превосходстве и общности, это пер — выи опыт взаимодеиствия с социальным миром, и апробация собствен­ных личностных и индивидных ресурсов, на основе которых формиру­ются стереотипы общения с представителями других этнических групп. Это первыи опыт познания разнообразных ценностеи представителеи различных этнических групп окружения субъекта, отличного от особен — ностеи его собственных. Этот опыт имеет существенное значение в про­цессе становления субъекта культуры. По аль-Фараби — это представлен­ность городов, как добродетельных, так и невежественных, представлен­ность группы по А. В.Петровскому, систем образования по Х. Й.Лииметсу.

4. Существенное значение имеет представленность собственной этничес­кой группы в лице семьи, родственников и других его представителей. Это, прежде всего, представленность родителей, систему ценностей которых «впитывает» субъект, в процессе неосознанной идентификации в непос­редственном взаимодействии. Представленность ценностей родителей — это «окно» в мир, через которое субъект воспринимает ценности других этни­ческих групп. Поскольку, это происходит на уровне бессознательной иден­тификации, влияние их ценностей весьма значимо. Представленность ро­дителей опосредованно Супер-эго предков, нра-прародителей. В связи с этим, представленность родителей — это представленность генеалогическо­го древа, опосредованного языком, традициями, этническими стереотипа­ми и предрассудками. В этом плане, родители своими идеями и отношени­ями несут ответственность за меру гармонии взаимоотношений субъекта с другими этническими группами, способствующие его самореализации и самоактуализации. По алъ-Фараби — это представленность малого обще­ства, ценностей родителей, несущих систему значимостей предков, по Фрей­ду, коллективного бессознательного, по Юнгу, членов семьи, по Адлеру (Та­шимова, 2008). В связи с этим, не менее значимым является представлен­ность братьев и сестёр, взаимоотношения с которыми являются источника­ми потребности в превосходстве и общности, их соотнесённости в процессе взаимодействия с представителями других этносов, определяющую арену боръбы или сотрудничества с другими.

5. Представленность мира определяется не только сверх-смыслом и социальными общностями, но и предметно-вещной, природной окружа­ющей средой. На значимость детерминации особенностей взаимоотно­шения субъекта с миром, с окружающей природной средой указывается ещё в работах Гиппократа. Значимые исследования проведены эстонски­ми психологами, раскрывающие особенности персонализированности окружающей среды и их роли в становлении субъекта культуры (Ташимо­ва, 2001). Представленность природы и стимулирование ею тех или иных ценностей субъекта во взаимоотношениях с миром влияет не только на особенности психических процессов, но и на смысловую сферу, в целом.

Таким образом, ценности представленных в личности человека Сверх­смысла и обществ, с которыми он непосредственно и опосредованно обща­ется, а также ценностей, стимулируемых окружающей предметно-вещной и природной средой, интегрируются субъектом, обеспечивая формирова­ние его внутреннего мира. Внутренний мир, по Рубинштейну — это внут­ренние условия, через которые преломляются все внешние воздействия, это схема апперцепции, обеспечивающая специфику восприятия и понима­ния других по Адлеру, это сетка системы соотнесения по Форнеру и Э. Вер­ник, кодирующая весь прошлый опыт, осознаваемый и неосознаваемый (Ташимова,1997,2001,2008). В нашем понимании внутренний мир — это смыс­ловая реальность, сотканная из субъектной отражённости ценностей зна­чимых других и их со-творчества, регулирующего взаимоотношения субъек­та с представителями различных этнических групп. Особенности интегри­рования ценностей, определяющих систему его смыслов и способов их ре­ализации, отражают меру его субъектности. Мера субъектности определя­ется личностным вкладом в созидание ценностей, как собственной этнической группы, так и в общее пространство мира.

Список литературы Tashimova F. Horisontal and vertical determination subject in culture of the East Hisher education in Kasakstan. 1996. № 1. P. 79-87.

Ташимова Ф. С. Динамика формирования и механизмы смысловых образо­ваний субъекта. Учебн. пособие. — Алматы, 2001. — 59 с.

Ташимова Ф. С. Субъектная детерминация смыслов в зарубежной психологии. Вестник КазНУ им. аль-Фараби, «Психология и социология». — 2008. — №4. — С. 69-74.

Ю. Н. Феденок, М. Л. Бутовская

Москва, Институт этнологии и антропологии РАН

Updated: 08.09.2013 — 10:50