A. V. Rudykh
Irkutsk, Baikal National University of Economics and Law
Influence of values and cultural traditions on development of fear and uneasiness of students of Russian and Chechen nationalities
In article the author carries out the comparative analysis of system of vital senses of students of Russian and Chechen nationalities, discusses dependence of conditions of fear and uneasiness from valuable orientations of representatives of two nationalities in the conditions of modern social and economic crisis, and also brings up questions of overcoming of fear by means of cultural traditions.
Финансово-экономический кризис бьет по самому больному месту — экономическому благосостоянию российского общества, усиливая всеобщий страх. Однако в психологической науке не так часто связывают повышение тревожности или появление страхов у личности с ее ценностными ориентациями. Изучая последние работы отечественных психологов, можно сделать предположение, что социально-психологический корень страхов кроется в ценностных ориентациях и системе жизненных смыслов личности (Серый, 2004; Чернявска, 2007). Дополняя эту картину выводами Ш. Х. Шварца, важно отметить, что эти ценностные ориентации были сформированы в определенных условиях — условиях культурных традиций (или их отсутствия) того или иного народа (Schwartz, 1990). В зависимости от того, в каком направлении сориентированы ценностные и смысловые устремления личности — в сторону индивидуалистской обособленности или в сторону коллективистской взаимозависимости и сотрудничества, развиваются различные типы страхов.
Мы провели пилотное исследование в связи с обозначенным выше предположением и решили сравнить ценностные ориентации представителей двух культурных традиций — русской и чеченской. Исследование проводилось в три этапа, на каждом из которых исследовались соответственно система жизненных смыслов испытуемых, уровень их личностной тревожности, а также личное отношение к финансово-экономическому кризису. В исследовании приняли участие 29 человек — 16 студентов русской национальности и 13 — чеченской. Все — представители 4-5 курсов экономических факультетов Байкальского государственного университета экономики и права. Все студенты работают на коммерческих предприятиях по предоставлению услуг или занимаются собственным бизнесом. Анализу подвергались отдельно данные студентов русской национальности и отдельно — чеченской.
Итогом данного исследования явились следующие эмпирические данные. Процентное соотношение студентов по методике исследования системы жизненных смыслов, модифицированной В. Ю. Котляковым, характеризуется следующим соотношением: в системе жизненных смыслов группы студентов русской национальности в большей степени (31,25 %) доминируют категории самореализации и категории статусные (31,25 %), а также категории гедонистические (18,75 %). Далее — по снижению — категории коммуникативные (6,25%), семейные (6,25%) и альтруистические (6,25%). Экзистенциальные и когнитивные категории никто не отметил. В системе жизненных смыслов студентов чеченской национальности наоборот, в большей степени (30,79%) доминируют категории экзистенциальные, категории семейные, самореализации и альтруистические (по 15,38 %). Далее — категории коммуникативные, статусные и гедонистические (по 7,69%).
Полученные в результате исследования данные позволяют сделать выводы об ориентации молодых людей русской национальности на индивидуалистские ценности, поскольку категория самореализации в современном россииском обществе больше ассоциируется с достижением определенного уровня материального благополучия и умением правильно применить свои способности и таланты, что удачно сочетается в сознании молодых людеи со статусными категориями. Что касается жизненных смыслов, связанных с семьеи, то в отношении современного общества, отдаляющегося от традиционных ценностеи, представители экзистенциально-гуманистического направления в психологии выделяют эгоцентризм в своеи простои формации (концентрация на себе), а также в более сложнои, расширеннои — к примеру, концентрация на себе и своеи семье (Фромм, 2004). В условиях сочетания с доминирующими статусными и гедонистическими категориями семеиные категории в сознании студентов русскои национальности приобретают также индивидуалистскии окрас. Альтруистические категории в системе жизненных смыслов русских студентов играют совсем незначительную роль. Исходя из этого, можно заключить, что исследуемые в большеи степени концентрируются на своих потребностях, чем на потребностях других, что, в принципе, характерно для молодого поколения людеи, стремящихся к успеху.
Для студентов чеченскои национальности, что интересно, в большеи степени характерны экзистенциальные ценности — в первую очередь, свободы. То, что в системе их жизненных смыслов важное место занимают также семеиные ценности, ценности самореализации и альтруистические, указывает на большую приверженность ценностям коллективистского характера. Это можно также понять и по отношению к семье в традиционных чеченских семьях: семья, прежде всего, это предки, пожилые члены семьи, отец с матерью, все многочисленные родственники и уже затем — твоя супруга (или супруг) и дети, что не позволяет традиционно воспитанному чеченцу замыкаться в узком кругу своеи семьи, отстраняясь от остальных, более старших и значимых ее членов.
Полученные данные позволяют сделать предположение о том, что большинство студентов чеченскои национальности, участвовавших в исследовании, чувствуют сильную приверженность роднои культуре и поощряемым ею ценностям, тогда как большинство студентов русскои национальности были воспитаны вне традиционнои русскои культуры, отсюда и их заинтересованность лишь в личном успехе.
Результаты исследования по второи методике — измерения уровня тревожности по Теилору (в адаптации Норакидзе) — оказались также весьма интересными: 43,75 % исследуемых из группы студентов русскои национальности попали в группу с высоким уровнем тревоги, у части группы оказался среднии уровень тревожности с тенденциеи к высокому (31,25 %), у части — средний с тенденцией к низкому (18,75 %), у одного человека — очень высокий (6,25 %). В итоге можно сказать, что достаточно большая часть испытуемых имеет высокий уровень личностной тревожности, что говорит о том, что в различные критические моменты или периоды их жизни это свойство их психики становится определяющим в их деятельности.
В самом начале было сказано, что все исследуемые студенты — работающие люди. Учитывая ситуацию кризиса, продолжающегося уже больше года, а также то, что молодые люди работают в самой подверженной риску сфере — менеджеры по персоналу, банковская система, сфера услуг, — все они так или иначе уже несколько месяцев подвергаются риску потерпеть крах в собственном деле, проиграть конкурентам, быть подсиженными коллегами на местах в связи с повальным сокращением персонала, потерять вклады в банках, не оправдать ожидания от инвестиций в какой-то серьезный проект, потерять команду сослуживцев и т. п. Следовательно, можно предположить, что тревожность в данной ситуации, связанной с угрозой престижу, самооценке, самоуважению, потери рабочего места, т. е. всему тому, что позволяет студентам русской национальности реализовать жизненные смыслы, определенные ранее, — личное счастье, карьерный рост, достижение успеха, осуществление себя, достойное положение в обществе, получение удовольствия, страх за потерю всего этого, — становится определяющим параметром в совершении очередного выбора.
В контексте этих данных, однако, интересно, что почти половина испытуемых из группы студентов чеченской национальности попала в группу со средним уровнем тревожности с тенденцией к низкому (46,15 %). Далее идут группы со средним уровнем тревожности с тенденцией к высокому (38,47%), с высоким уровнем (7,69%) и очень высоким (7,69%).
Примечательно, что в группе студентов русской национальности с высокой степенью тревожности оказалась большая часть (71,4%) исследуемых, в системе чьих жизненных смыслов доминируют категории самореализации, статусные и гедонистические. Тогда как в группе студентов чеченской национальности со средней степенью тревожности с тенденцией к низкому оказалась большая часть исследуемых (83,3 %), в системе чьих жизненных смыслов доминируют категории экзистенциальные и альтруистические (свобода, взаимовыручка и уважение, сотрудничество). Это говорит о том, что жизненные смыслы и ценностные ориентации испытуемых напрямую влияют на уровень их тревожности, а впоследствии могут стать причиной появления страхов или защиты от них. Исходя из этой концепции, страх — лишь следствие обостренного чувства себялюбия и индивидуалистского образа мышления. Таким образом, смысложизненные ориентации предстают в качестве психологических детерминант развивающихся страхов и фобий.
Последний этап нашего пилотного исследования позволил предположить, что методы избавления от тревожности и страха лежат в культурных традициях, влияющих на ценностные ориентации личности. Исследуемым группам предлагалось ответить на вопрос: «Опасаетесь ли Вы финансово-экономического кризиса? Почему «да» или «нет»?» Большая часть группы студентов русской национальности (62,5%) ответила «да», тогда как большая часть группы студентов чеченской национальности (69,2%) ответила «нет». Здесь можно по-разному истолковывать результаты опроса, однако самые яркие ответы представителей студентов чеченкой национальности говорят сами за себя: «Нет, что у меня родственников, что ли, мало?», «Нет, Бог поможет, предки», «Людей добрых больше, все равно в беде не оставят», «Теоретическое знание — не основа успеха, важнее личные отношения и взаимовыручка». Такие ответы свидетельствуют о воспитании большинства студентов чеченской национальности, участвовавших в исследовании, в соответствии с культурными традициями своего народа и коллективистскими ценностными ориентирами.
Таким образом, можно сделать вывод, что эгоисту — индивидуалистски настроенной личности — всегда будет страшно, а повышенная тревожность в отношении сегодняшнего экономического кризиса может вполне в скором времени стать причиной развития агорафобии — боязни себе подобных. Это обусловлено тем, что во время кризиса человек точно так же боится остаться один среди таких же индивидуалистов, как и он сам. В соответствии с теорией К. Хорни, зная себя, свою систему жизненных смыслов, свои ценностные ориентации, человек интуитивно действует в соответствии с эффектом ложного консенсуса, думая, что все мыслят так же, как и он (Хорни, 1997). Отсюда его убеждение, что мир — это арена, где в борьбе за выживание побеждает сильнейший (хитрейший, образованнейший, быстрейший).
Также можно предположить, что общий уровень личностной тревожности и страха снизится только тогда, когда ценностные ориентиры и жизненные смыслы личности приобретут коллективистский характер, ведь когда человек действует по принципу «Человек человеку — брат, а не волк», он больше настроен на взаимопомощь, сотрудничество и доверие, а не борьбу в страхе потерять свой кусок пирога. А это возможно только при детальном изучении и восстановлении основ традиционной культуры нашего общества. Дальнейшие более глубокие исследования в этой области позволят детализировать проблему и усовершенствовать методы преодоления тревожности и страха, а значит, и социально-экономического кризиса.
Список литературы
Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / А. В. Серый; науч. ред. М. С. Яницкий. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — 272 с.
Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви и жизни / Э. Фромм; пер. с англ. Н. И. Войскунская и др.; отв. ред. П. С. Гуревич. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 383 с.
Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. — СПб.: Лань, 1997. — 240 с.
Чернявска М. Ценности и социально-политические установки глазами российского и польского студенчества. — СПб.: Изд-во СПбГуЭФ, 2007. — 295 с.
Schwartz S. H. (1990). Individualism-collectivism. Critique and proposed refinements. Journal of Cross-Cultural Psychology, 21. Р. 139-157.
Саратов, Поволжская академия государственной службы имени П. А. Столыпина