Сигналы тела и общие характеристики человека

Визуальное восприятие поведения человека всегда предполагает комплекс­ный подход, основывающийся на детальном изучении отдельных телодвиже­ний человека. Однако только соединив в единую картину различные жесты и мимические движения, включенные в контекст конкретной ситуации поведе­ния, можно оценить психическое и физическое состояние индивида; разрознен­ные телодвижения, сопровождающиеся соответствующей мимикой, складыва­ются в так называемые сигналы тела, позволяющие составить общее суждение о человеке. Приведем обзор различных сигналов тела человека, согласно А. Штанглю [9].

Мышление — интеллектуализм без глубины чувств (монотонные движения

При слабости напряжения); мечтательность (полностью открытые глаза при общем расслаблении); плохие мыслительные способности ("складки нужды", появляющиеся при любых сильных впечатлениях или трудных вопросах).

Активность — напряжение, расправленные назад плечи, наполненная воз­духом грудная клетка, полностью выпрямленная голова, глубокая носогубная складка, раздутые крылья носа, громкость голоса, сжимание челюстей. Пассив — ностпъ — слабость напряжения, расслаблено свисающая вниз голова, приотк­рытый рот.

Эгоизм — навязчивое проникновение в личностное пространство другого, расплывчатое, неясное произношение. Скорее, можно ожидать при сильной воле и рассудке. Альтруизм — "взгляд в облака" при общей сильной расслаблен­ности, способность к воодушевлению. Скорее, можно ожидать при более силь­ном развитии чувств.

Экстраверсия — активность, живой темперамент, широкие движения, широ­кие шаги, склонность к малой дистанции при разговоре. Интроверсия — сдер­жанность, спокойный темперамент, неширокие движения, короткие или малень­кие шаги, сжатые губы, склонность к большей дистанции при разговоре.

Воля, самодисциплина — прямолинейная форма движений, угловатые дви­жения, несоразмерно слабое двигательное поведение, монотонные движения при напряженности, твердый взгляд, ясное и четкое произношение, равномерно-ско­ванная, однообразная манера говорить.

Недостаток силы воли — шаркающая, обвислая походка, неопределенный взгляд, неуместное наморщивание носа, неясное, нечеткое произношение.

Преимущественная определяемость разумом (мыслительный тип) — силь­ное вплоть до чрезмерного напряжение, прямолинейность движений, в целом неловкие и "зарегулированные" движения, остро врезанный рот, малые изме­нения громкости речи, фальцет, угловато-отрывистая речь.

Преимущественная определяемость чувствами (художественный тип) — выраженное вплоть до чрезмерного расслабление, округло-текучие движения, свободная и расслабленная манера двигаться, сильные изменения громкости речи, мягкий рот, неясное произношение, грудной голос.

Уверенность в себе — хорошая, непринужденная осанка, свободно опущен­ные плечи, выпрямленная голова, ясное направление движений вверх, спокой­ные широкие движения, твердый взгляд, ненарушенный ритмически речевой поток. Неуверенность в себе — высоко поднятые плечи и слегка сгорблен­ная спина, втянутый подбородок, суженная грудная клетка, закрытая посадка, заметное преобладание движений вниз и к себе, маленькие, быстрые шаги, "складки нужды", моргание, уклоняющийся взгляд, неясное произношение.

Переоценка себя, высокомерие — расправленные назад плечи, раздутая груд­ная клетка, слишком высокая посадка головы, при ходьбе и стоя покачивания вверх, полуприкрытые глаза, горизонтальные складки на лбу, оценивающий прямой взгляд, кривая односторонняя улыбка. Внешнее изображение твердо­сти (как сверхкомпенсация) — руки в боки, голова откинута назад, стойка широко расставив ноги, посадка нога на ногу при некоторой напряженности, демонстративно расслабленный темп движений, подчеркнуто большие и мед­ленные шаги, руки за спину, заметное увеличение громкости голоса, форсиро­ванное произношение.

Порядочность, сознание ответственности — полностью открытые глаза, прямой взгляд при обращенном к собеседнику лице, малоподвижная, но отно­
сительно богатая формами мимика, нормальное, ясное произношение. Указания на возможную нехватку положительных качеств — чрезмерное расслабле­ние, сгорбленная спина, искаженная улыбка, неясное произношение, неравномер­ность в ритме голоса.

Лицемерие — "взгляд в небеса" при напряженном лице. Хитрость — су­женный взгляд сбоку и одновременно излишне фиксированный, елейный, рас­плывчато-жирный голос.

Updated: 31.08.2012 — 13:55