БУДЬ САМИМ СОБОЙ! ВЕДИ СЕБЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО!

Итак, до настоящего времени мы занимались в основном различными вариациями одной основной темы, которую кратко охарактеризовали оЛюбовь и чеснокп. Но то, что дает применение этой методики,- всего лишь мелкие, безвредные стычки в сравнении с взрывной силой такой, казалось бы, безобидной на первый взгляд просьбы, как просьба вести себя непосредственно. Из всех силков, капка —

Нов и прочих хитроумных ловушек различных размеров и назначений, которые

Имеются в арсенале всякого уважающего себя квалифицированного СПО, пара —

Докс опризывов к непосредственному поведениюп является, вне всякого сом —

Нения, оружием, получившим наиболее широкое распространение. А уж коли

Речь зашла о парадоксах, то тут мы имеем налицо парадокс самого что ни

На есть наипервейшего сорта — что называется, редкий экземпляр, удовлет —

Воряющий самым строгим требованиям формальной логики.

В освященных временем храмах логического Олимпа понятие опринуждениеп

И понятие онепосредственное поведениеп — то есть такое поведение, кото —

Рое не сдерживается ни логикой, ни памятью, никакими внешними силами или

Ограничениями,- считаются понятиями совершенно не совместимыми. Подчи —

Няться приказу и оставаться при этом естественным и непосредственным так

Же невозможно, как усилием воли заставить себя забыть о каком-то непри —

Ятном происшествии или выполнить сознательно принятое решение спать

Крепче. Одно из двух, либо мы ведем себя непосредственно, пользуясь пол —

Ной свободой выбора, либо подчиняемся воле других — и тогда какая уж не —

Посредственность! Но с точки зрения чистой логики делать и то, и другое

Одновременно мы никак не можем.

Не можем с точки зрения чистой логики? Подумаешь, тоже препятствие!

Да кто это в наше время заботится о логике? Если я могу безнаказанно на —

Писать фразу оБудь непосредственным! п на бумаге, то я имею полное право

И произнести ее вслух — совершенно не заботясь о том, удовлетворяет она

Требованиям этой самой вашей чистой логики или нет. В конце концов, язык

Без костей, а бумага все стерпит. Чего, разумеется, нельзя сказать о

Несчастном адресате подобных призывов к непосредственности — но что за

Дело? И потом, у него, в сущности, нет никакого выхода…

Если вы читали роман Джон Фауэлза оСобирательп, то вы прекрасно пони —

Маете, о чем я веду речь. Собиратель, некий юноша, поначалу довольство —

Вался тем, что коллекционировал бабочек, чьей красотой он мог потом спо —

Койно любоваться в минуты досуга. По крайней мере они были надежно при —

Колоты булавками и не могли улететь прочь. Но однажды он влюбился в

Прекрасную студентку по имени Миранда и, призвав на помощь описанную вы —

Ше методику опродолжайте в том же духеп, попытался применить к ней так —

Тику, так хорошо зарекомендовавшую себя в его предшествующей коллекцио —

Нерской практике. Но тут же натолкнулся на серьезные трудности. Пос —

Кольку юноша не отличался слишком приятной наружностью и отнюдь не счи —

Тал себя неотразимым для прекрасного пола, он убедил себя в том, что Ми —

Ранда никогда не влюбится в него естественным, непосредственным образом,

То есть сама по себе. Поэтому он решил похитить девушку, а в качестве

Булавки использовал уединенный домик, где и держал ее в заточении. Соби —

Ратель всерьез надеялся, что в обстановке такого явного, неприкрытого

Насилия девушка в конце концов постепенно привыкнет к нему, оценит и по —

Любит. Надо ли говорить, что для несчастной пленницы ситуация с каждым

Днем становилась все более и более кошмарной. Увы, слишком поздно начал

Молодой человек осознавать всю безжалостность и трагическую безнадеж —

Ность своих попыток реализовать парадокс под названием оБудь самим со —

Бой! Веди себя непосредственно! п, слишком поздно до него дошло, что сво —

Ими действиями он сделал невозможным то, чего так хотел добиться. Более

Того, теперь юноша уже не мог просто признать свою ошибку и отпустить на

Свободу Миранду, ибо к тому времени ему грозил арест за достаточно тяж —

Кое преступление.

Что, неправдоподобно? Притянуто за уши? Слишком олитературноп? Ладно,

Пусть так. Тогда давайте рассмотрим другую ситуацию, куда более триви —

Альную, она не потребует от вас никакого особого воображения. Это ба —

Нальный, набивший оскомину пример мамаши, которая требует от сына, чтобы

Тот делал уроки, ссылаясь не на простое и всем понятное правило, что та —

Ковы школьные порядки, а взывая непосредственно к чувствам малолетнего

Отпрыска, который — будь он нормальным, хорошим ребенком — должен был бы

Получать от этого радость и высшее наслаждение. Здесь мы сталкиваемся с

Явлением, которое сродни упомянутому выше определению пуританизма,

Только поставленному с ног на голову. Вместо императива оТвой долг — не

Получать никакого удовольствияп здесь действует основное правило, глася —

Щее: оВыполнение твоего долга должно приносить тебе удовольствиеп.

Что же делать? Вопрос этот чисто риторический, ибо ответа он не име —

Ет. Ну что, например, можно посоветовать жене, чей муж требует от нее не

Только круглосуточной готовности в любой момент выполнять свои супружес —

Кие обязанности, но еще и желает при этом, чтобы она всякий раз умирала

От счастья? Что можно посоветовать тому, кто оказался в положении упомя —

Нутого выше бедного мальчугана, обязанного с радостью делать школьные

Уроки? В сущности, у всех у нас есть только две возможности: либо приз —

Наться в своей собственной неполноценности, либо заподозрить, что мир

Сошел с ума. Но поскольку у каждого из нас весьма мало шансов переделать

Мир, то в конечном счете нам не остается иного выбора, кроме как взва —

Лить всю вину на свои же собственные хрупкие плечи. Вам этот вывод ка —

Жется не слишком-то убедительным, не правда ли? Что ж, читайте дальше и

Увидите, что все это гораздо проще, чем может показаться на первый

Взгляд.

Представьте себе на минутку, что вам выпало родиться в семье, где

Каждый — неважно, по какой причине,- непременно должен чувствовать себя

Счастливым. Или, точнее говоря, в семье, где родители одержимы идеей,

Что безмятежно-радостное состояние духа их чад служит наилучшим доказа —

Тельством родительских успехов. А теперь посмотрим, что будет, если у

Вас вдруг случится плохое настроение, или вы прост о устали, или, ска —

Жем, испытываете страх перед каким-нибудь грядущим событием — завтрашним

Уроком физкультуры, визитом к зубному врачу, перспективой остаться в

Темноте,- или, наконец, вам просто неохота вступать в отряд бойскаутов.

Но родители отнюдь не склонны видеть во всем этом временную смену наст —

Роения, внезапный приступ усталости, раздражительности, типичное для

Детского возраста состояние повышенной возбудимости или что-нибудь столь

Же объяснимое и простительное. Они воспримут ваше плохое настроение как

Молчаливый — но оттого ничуть не менее красноречивый — укор их роди —

Тельским добродетелям. И в попытке самооправдания против столь незаслу —

Женных обвинений непременно напомнят вам, как много — и что именно — они

Для вас сделали, какие жертвы им пришлось принести и что, следовательно,

У вас нет ни права, ни причин чувствовать себя несчастными.

Отдельные родители умудряются доводить эту методику до прямо-таки

Мастерского совершенства. Например, в борьбе за счастье ребенка они мо —

Гут обратиться к нему со следующей сентенцией: оСтупай в свою комнату и

Не выходи, пока у тебя на лице не появится улыбкап. За подобными речами

Стоит, пусть и в неявном виде, некое четкое и глубокое убеждение, а

Именно что при наличии доброй воли и надлежащих стараний чадо вполне

Способно перестроить свои внутренние ощущения, то есть сменить характер

Эмоциональных переживаний и перейти от дурного настроения к прекрасному.

А сделать для этого надо самую малость, всего лишь привести в действие

Те лицевые мускулы, которые воспроизводят радостную улыбку — и вот вам

Уже снова возвращены права гражданства охорошегоп человека в мире нор —

Мальных, охорошихп людей.

Рецепт этого блюда, которое мы настоятельно рекомендуем всем искате —

Лям собственного несчастья, до смешного прост: возьмите немного грусти,

Тщательно перемешайте ее с любыми дурными наклонностями — лучше всего с

Неблагодарностью,- затем бросьте все это туда, где у вас уже томятся

Вместе любовь и чеснок,- и бульон готов. Гарантирую, что даже небольшое

Количество этого магического кушанья способно вызвать у любого человека

Глубочайшее чувство вины, чьи признаки вы без труда сможете истолковать

Как проявление именно тех самых черт характера, которых у него не должно

Было бы быть, если бы он не был тем, что он есть. А если же он наберется

Наглости и спросит, каким же это, черт побери, образом он должен настра —

Ивать шкалу своих чувств и настроений, вы можете спокойно возразить, что

У нормальных, охорошихп людей такие вещи происходят сами по себе, и им

Просто не придет в голову задавать подобные дурацкие вопросы. (При этом

Не забудьте поднять брови и сделать грустное выражение лица.)

Как только вы почувствуете, что партнер достаточно наловчился в ис —

Кусстве впадать в тоску и таким образом постоянно создавать отрица —

Тельный эмоциональный фон, можете на время оставить его в покое —

Дальнейшее углубление депрессивного состояния будет уже происходить у

Него без всякого внешнего вмешательства. Однако для этого совершенно не —

Обходима предварительная тренировка, ибо у неподготовленного человека

Далеко не всегда удается с первого раза вызвать достаточно глубокое

Чувство вины. Я имею в виду тех твердоголовых, лишенных творческого во —

Ображения субъектов, которые — наравне с кандидатами в неврастеники —

Переживают время от времени периоды дурного настроения, но в отличие от

Последних придерживаются на этот счет упрощенческих взглядов, ошибочно

Полагая, что моменты тоски — неотъемлемая часть любого человеческого су —

Ществования. По каким-то неведомым причинам они убеждены, что тоскливое

Настроение приходит и уходит, и если оно не исчезло к вечеру, то непре —

Менно выветрится к утру. Нет, дорогие читатели, настоящая, доброкачест —

Венная депрессия, верными спутниками коей являются тоска и отчаяние,

Заключается совсем в другом. Она в умении человека постоянно напоминать

Себе о том, что ему твердили в детстве, а именно — что у него нет ни

Права, ни причин чувствовать себя несчастным. И тот, кто с должным усер —

Дием и прилежанием решил следовать этому нехитрому правилу, может быть

Совершенно уверен: приступы депрессии со временем будут становиться у

Него лишь глубже и продолжительней.

Друзья и домочадцы, которые по простодушию или по велению здравого

Смысла попытаются как-то помочь бедняге, впавшему в депрессивное состоя —

Ние, подбадривая его или призывая взять себя в руки, с наивным изумлени —

Ем обнаружат, что все их жалкие потуги окаким-то неуловимым образомп еще

Более ухудшают ситуацию. Ибо теперь несчастная жертва получает все осно —

Вания чувствовать себя виноватым вдвойне: мало того что бедняга казнит

Себя, сознавая всю постыдность своей депрессии, отныне к этому прибавля —

Ются угрызения совести, что он неспособен откликнуться на оптимистичес —

Кие призывы доброжелателей и вынужден платить черной неблагодарностью за

Их искреннюю заботу и участие. Например, Гамлет полностью отдавал себе

Отчет в том, какая душераздирающая пропасть отделяет его восприятие мира

От взглядов других людей, однако мы должны с восхищением признать, что

Он умудрился мастерски использовать это обстоятельство для осуществления

Своего замысла. оНедавно, не знаю почему, я потерял всю свою веселость и

Привычку к занятиям. Мне так не по себе, что этот цветник мирозданья,

Земля, кажется мне бесплодною скалою, а этот необъятный шатер воздуха с

Неприступно вознесшейся твердью, этот, видите ли, царственный свод, вы —

Ложенный золотой искрой, на мой взгляд, просто-напросто скопление воню —

Чих и вредных паров. Какое чудо природы человек! Как благородно рассуж —

Дает! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по

Складу и движеньям! Поступками как близок к ангелам! Почти равен богу —

Разуменьем! Краса вселенной! Венец всего живущего! А что мне эта квин —

Тэссенция праха? Мужчины не занимают меня и женщины тоже…п44 Похоже,

Не так уж важно, исходит ли парадоксальный призыв оБудь счастливым! п от

Нас самих или диктуется какими-то внешними авторитетами. Более того,

Требование оБудь счастливымп представляет собой лишь одну из многочис —

Ленных вариаций уже известной темы оБудь самим собой! Веди себя непос —

Редственно! п. В сущности, любой вид непосредственного поведения может

Быть с успехом использован в качестве исходного материала, чтобы изгото —

Вить себе из него крепкую и надежную ловушку. Взять хотя бы требование

Не по указке со стороны, а подчиняясь внутреннему порыву, удержать в па —

Мяти или, напротив, забыть какое-то событие вашей жизни. Или ситуацию,

Когда вы высказываете желание получить в подарок какую-нибудь приглянув —

Шуюся вам вещь, а потом бываете разочарованы, что вам подарили ее

Отолькоп потому, что вы об этом попросили. Или твердое намерение непре —

Менно получить самому или доставить партнеру сексуальное наслаждение,

Реализация которого зачастую оказывается невозможной именно потому, что

Осознанное намерение убивает желание. Не говоря уж о таких банальных ве —

Щах, как призывы поскорей заснуть, потому что вам хочется спать, или,

Наконец, требование любить кого-то, потому что это ваш моральный долг,-

Надо ли говорить, что такой подход на корню губит саму возможность люб —

Ви.

Updated: 07.11.2012 — 14:13