Эксперимент Варга

1. Погребения для погода хорошая.

2. Маму в престарелых доме навещает свою он.

3. Он на брюках за складками следит.

4. Беспокойся не.

5. Медленно он едет всегда как.

6. Забывчивым раньше я был.

7. И серый старый костюм этот.

8. Морщинистое ест яблоко он.

9. Автор перед одиночестве сидит в компьютером.

Нет, это не слова мудрого мастера Йоды. Это просто предложения со случайным порядком слов. Пожалуйста, приведите эти предложения к осмысленному виду.

Верите вы или нет, но после выполнения задания этого эксперимента ваши движения стали медленнее, чем до того, как вы прочитали этот список! Просто проверьте. Понимаю, что в это сложно поверить, но этот феномен был изучен и научно обоснован талантливым психологом Джоном Баргом. Если вы еще раз внимательно пробежитесь глазами по списку предложений, то сможете заметить, что в них использовано много слов, которые мы автоматически ассоциируем со старостью (серый, морщинистый, забывчивый и т. д.). Наше подсознание окружается образами «бренности бытия» и проблемами «возрастных ограничений». Вследствие чего вы начинаете двигаться медленнее, чем минутой ранее. Неважно, что вы делаете или делали до этого.

Барг и его коллеги назвали это явление «прайминг-эффект», то есть «эффект предшествования» (от английского «to prime» — инструктировать заранее). Я впервые узнал о нем из книги Малколма Гладуэла «Озарение!». Во многих экспериментах люди поддавались языковому воздействию, даже не замечая того. Так, Гладуэлл описывает один опыт, где Барг пытался выяснить, можно ли при помощи прайминга подсознательно настроить студентов на более терпимый лад. Для этого участники эксперимента были разделены на две группы. Первой группе предложили тесты, в которых доминировали такие понятия, как «агрессивный», «нетерпеливый», «невежливый», «возмущенный» и т. п., а в тестах, выданных второй группе, напротив, доминировали такие понятия, как «вежливый», «обходительный», «дружелюбный» и «терпеливый».

Ключевые слова в тестах были использованы так, чтобы студенты не могли разглядеть логику их употребления. Для успеха эксперимента очень важно, чтобы испытуемые не заметили, что подвергаются воздействию прайминг-эффекта. После прохождения теста каждый студент должен был сдать свою анкету исследователю и получить дальнейшие инструкции. Но эксперимент был организован таким образом, что ни один из студентов не мог пробиться к исследователю. Тот всегда оказывался занят разговором с кем-нибудь другим. Барг хотел установить, будут ли студенты под воздействием позитивных образов реагировать вежливее и ждать дольше, чем остальные. Так оно и получилось.

Все студенты, подвергшиеся влиянию негативных слов, прерывали разговор исследователя и заставляли себя выслушать, не прождав и пяти минут. А большинство студентов, получивших тесты с вежливыми словами, в 82 % случаев вообще не вмешивались в разговор исследователя. После десяти минут ожидания опыт автоматически прерывался, поэтому мы не знаем, насколько еще могло бы хватить их терпения.

Похожее исследование было проведено в Амстердамском университете голландскими психологами Алом Дейкстерхейсом и Адом ван Книппенбергом. Студентов просили ответить на каверзные вопросы, которые они позаимствовали из игры-викторины «Trivial pursuit» (в переводе с английского «Обычное дело»). Но перед тем как задавать вопросы, половину студентов попросили в течение пяти минут представлять себе, что они профессора, и потом записать свои ассоциации. Оставшиеся студенты в течение пяти минут воображали себя хулиганами, вживались в эту роль и также записывали свои ощущения.

Группа хулиганов в результате смогла дать 42,6 % правильных ответов, а группе профессоров удалось обогнать их и верно ответить в 55,6 % случаев. Это огромная разница! Обе группы состояли из одинаково образованных студентов и отвечали на вопросы одинакового уровня сложности. Но из-за воздействия прайминг-эффекта они пребывали в абсолютно разном расположении духа. Идентификация с предложенной ролью стала решающим фактором, повлиявшим на качество ответов.

Другие исследования показали, что чернокожие студенты выполняют тестовые задания хуже, чем их белые однокурсники, если перед началом тестирования их просят указать свою расовую принадлежность. Очевидно, существует множество незаметных для нас внешних раздражителей, оказывающих влияние на наше поведение. Этому есть много наглядных примеров: если в ресторане играет классика, то посетители заказывают в три раза больше дорогого вина, чем в случае, если фоном служит эстрадная музыка. Если официант, принося чек, дотрагивается до руки или плеча гостя, то получает больше чаевых. Мороженое в круглой емкости кажется нам вкуснее, чем в прямоугольной.

Некоторые из вас сейчас захотят возразить. Как же тогда может быть верным утверждение, что «вся сила идет изнутри», если очевидно, что на нас так сильно влияют внешние факторы? Неужели мы — всего лишь марионетки? Нет. Ведь мы можем позаботиться о том, чтобы эти факторы не оставались для нас незамеченными, и включать их в мыслительный процесс. Только в таком случае мы становимся активными субъектами действия. Теперь давайте задумаемся над тем, как можно заставить других людей думать в нужном нам направлении…

Updated: 11.03.2013 — 20:31