Процесс прощения. Единственное описание процесса прощения приводит Р. Энрайт. В его гипотезе описаны стадии продвижения к прощению, которые не являются жесткими, что позволяет включиться в процесс прощения на любой из них, и необязательно проходить их все. Можно также повторить некоторые стадии неоднократно.
Стадии процесса прощения.
Фаза открытия:
1. Осмысление психологической защиты, признаков факта, что обида имеет место.
2. Признание наличия гнева с целью избавления от него.
3. Признание стыда, если это отвечает обстоятельствам.
4. Осознание затраты эмоциональной энергии на переживание обиды.
5. Осознание личной вовлеченности в когнитивную «репетицию» обиды (постоянные мысли о ней).
6. Понимание того, что обиженный сравнивает себя с обидчиком.
7. Понимание изменившихся взглядов на справедливость в мире.
Фаза принятия решения:
251
1. Изменение восприятия и новое понимание того, что прежние стратегии избавления от обиды не работают.
2. Готовность рассматривать прощение как предпочтительный выбор.
3. Готовность простить обидчика.
Фаза действий:
1. Пересмотр собственных взглядов на обидчика и ситуацию в целом с помощью промеривания на себя различных ролей («влезть в шкуру обидчика»).
2. Эмпатия по отношению к обидчику.
3. Осознание своего собственного сочувствия к обидчику.
4. «Поглощение» боли.
Фаза результата:
1. Нахождение личностного смысла для себя и других в прощении.
2. Понимание собственной потребности в прощении со стороны других и в прошлом.
3. Понимание того факта, что человек не изолирован от других. Многие были в похожих ситуациях.
4. Понимание того, что пережитая обида может изменить жизнь.
5. Осознание уменьшения негативных чувств и роста позитивных чувств в отношении обидчика.
При кратком рассмотрении этого процесса расчет идет на то, что индивид в первой фазе должен проявлять открытость, так как его задача — быть честным перед собой. Главная задача обиженного — сознавать, что он обиделся и что есть последствия этой обиды. Обиженный человек осознает психологические защиты (отречение, подавление чувств), которыми он пользовался, чтобы защитить себя от боли обиды. Но боль часто выходит наружу, что ведет к появлению гнева и зла. Также происходит осознание, что вся эмоциональная и когнитивная энергия тратится на переживание травмирующей ситуации.
Переживание — это преодоление некоторого «разрыва» жизни, это некая восстановительная работа, как бы перпендикулярная линии реализации жизни. Пережить — значит перенести какие-либо, обычно тягостные, события, преодолеть какое-нибудь тяжелое чувство или состояние. Переживание состоит в достижении смыслового соответствия сознания и бытия, то есть
252
Обеспечение смыслом бытия1. Например, мужчине, от которого ушла жена и образовала новую семью, больно представлять себе, как она теперь счастлива. Для данного мужчины идет восстановительная работа, он переживает, испытывает обиду и гнев. Но настанет момент (4-я стадия), когда он поймет, что эта обида может изменить его жизнь в отрицательную сторону. Все это осознание приводит к экзистенциональному кризису, сомнению в наличии справедливости.
На фазе действия происходит пересмотр индивидом своих взглядов и стремлений к пониманию ситуации обидчика и действующих на него стрессов, что позволяет более полно понять его поведение. Происходит реформация — процесс рассмотрения обидчика в каком-то определенном контексте, учитывая его предысторию, возможность того, что он находится под каким-либо давлением. Это делается не для извинения или оправдания обидчика, не для забывания или искажения обиды, а для более ясного понимания дела. Эта реформация приводит к эмпатии. Эмпатия есть аффективная сторона когнитивной реформации, так как прощающий чувствует то, что чувствует обидчик. После этого появляется сострадание, которое делает более возможными и принятие боли, и само прощение. Эмпатия и сострадание — эмоциональные компоненты пересмотра взглядов, мы чувствуем его боль и смягчаемся. Причем важно не находить оправданий обидчику, так как каждый ответственен за свои поступки.
В фазе результата экзистенциональная рефлексия может привести жертву к пониманию того, что и сама обида, и продвижение в сторону примирения имеют глубоко позитивное значение для людей. Например, женщина после развода с мужем пришла к выводу, что стала более независима, а прощение выступило как поддержка отношений с детьми. Человек находит новые цели в жизни из-за перенесенной обиды, в этом есть экзистенциальное значение обиды и процесса прощения: он развивает новую цель в жизни. Прощающий осознает несовершенство свое и других. Это приводит к скромности и осторожности в суждении о других. Как только прощающий почувствует некоторое понижение негативных аффектов, это будет указывать на наступление прощения.
253
Процесс принятия прощения. Феномен прощения и сама обида проявляются в межличностных (супружеских) отношениях, то есть в процесс вовлечены двое (как минимум) — обидчик и жертва. Чаще всего это конфликтные ситуации, в которых конфликтующие являются взаимоважными друг для друга. Обидчик может тоже испытывать дискомфорт и сожаление от содеянного, и это чувство вины, возможно, изменит его жизнь, став тяжким грузом.
Стадии процесса получения прощения.
Фаза осознания ситуации:
1. Формальное отрицание, но внутреннее признание своего поступка.
2. Возникновение чувства вины (в силу нарушенной справедливости).
3. Стыд — ощущение того, что другие осуждают и отвергают.
4. Осознание катарсиса.
5. Осознание когнитивного репетирования.
6. Сравнение себя с обиженной, сравнение взаимоотношений до и после обиды.
7. Понимание последствий и значения пережитого для обиженного.
8. Осознание того, что самовосприятие изменилось в худшую сторону (повышение уровня самокритичности, снижение самоуважения).
Фаза принятия решения:
1. Понимание, что нужно изменить свои взаимоотношения с жертвой.
2. Желание получить прощение. Принесение извинений в попытке загладить ущерб.
3. Понимание, что прощение — это готовность терпеливо ждать этот дар.
Фаза действий:
1. Пересмотр своего понимания другого, осознание того, что он нуждается во времени, чтобы простить.
2. Эмпатия по отношению к жертве.
3. Проявление сострадания.
4. Принятие боли: готовность терпеть гнев обиженного и трудности своего пути к прощению.
254
Фаза результата:
1. Нахождение смысла в страдании.
2. Осознание, что простил других.
3. Понимание, что не одинок и что все оказывались в подобных ситуациях.
4. Нахождение новой цели (как впредь жить иначе).
5. Освобождение от чувства вины, проявление чувства благодарности к другому.
6. Примирение.
Процессы дарования и получения прощения тесно связаны. Сравнивая процессы прощения и его принятия, обнаруживается разница в том, что в первой фазе этих процессов обиженный переоценивает существующую справедливость, а обидчик переоценивает себя самого.
Эффект получения прощения выражается в:
□ улучшении отношений с обиженным,
□ ослаблении самоугнетения,
□ улучшении мнения об обиженном,
□ положительных внутренних и моральных изменениях.
В исследованиях Р. Энрайта прощение оценивалось по собственному мнению испытуемых о степени превозмогания отрицательных и выработке позитивных мыслей, эмоций и поведения в отношении обидчика1.
Также в его работе приведены данные о связи прощения с депрессией и тревожностью в ситуациях, когда человек испытывает глубокую обиду в важных для его развития отношениях (со сверстниками, семьей и т. д.). Данные других авторов подтверждают, что прощение связано не только с отсутствием депрессии и тревожности, но и с другими позитивными характеристиками, такими как самоуважение и самооценка.
Один из экспериментов был поставлен со студентами, лишенными родительской любви в детстве, им читалась лекция о прощении и предлагалось пройти фазы прощения. Результаты показали рост готовности прощать, самоуважения, снижение тревожности и положительное отношение к родителям. Значит, прохождение фаз прощения ведет не только к достижению более высоких фаз, но и к улучшению психического состояния.
255
Стремление получить прощение и его получение благоприятно влияют на обидчика, снижая самоугнетение виной, и влекут положительные внутренние и моральные изменения.
Таким образом, феномен прощения и сама обида проявляются в браке, при этом супруги — обидчик и жертва — вовлечены во взаимоважные отношения.
Прощение — нравственный акт, исцеляющий боль межличностных обид, включающий готовность к примирению, преодоление негативных аффектов и суждений по отношению к обидчику, задействующий аффективную, когнитивную и поведенческую сферы и являющийся свободным выбором личности. Как ни сложно перевернуть страницу в супружеских отношениях и позволить супругу начать с чистого листа, еще сложнее никогда не делать этого.
Прощение — сложный процесс, требующий сил и энергии и дарующий ценное исцеление от обид, вредно воздействующих на психическое и физическое здоровье человека. Прощение подобно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и агрессии и избавит нас от несения тяжких мук обид через всю жизнь.
И обиженный и обидчик выигрывают от искреннего прощения, дарованного с любовью и принятого со смирением. Но нельзя принудить человека проявить милосердие — нужно способствовать пониманию того, что представляет собой прощение, и поощрять его в семейной практике.