БРАК В ДРЕВНОСТИ

В доисторический период мужчины и женщины охотились сообща, маленькими группами. Тогда было необходимо, чтобы кто-то охотился, а кто-то оставался дома готовить еду и поддерживать огонь.

Около восьми тысяч лет до нашей эры произошли глубокие культурные изменения, оказавшие радикальное влияние на брак. От охоты и собирательства люди начали переходить к одомашниванию животных и оседлому образу жизни. В результате постепенно возникали сельские поселения. Дети стали представлять своеобразную ценность. Так же как и на современных фермах, они могли ухаживать за животными, ходить за водой, пропалывать посевы. Постепенно повышалось значение владения собственностью. Одновременно развивались законы и о наследовании.

Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке. Это были законы Хаммурапи1 свод гражданского и уголовного права, появившийся в Древнем Вавилоне. По этим законам девушки принадлежали своим отцам до тех пор, пока не были куплены будущим мужем. Брак, таким образом, являлся одновременно и экономической сделкой, определенным контрактом между мужем и женой. Бесплодным женщинам разрешалось брать служанок, которые рожали детей, чтобы отдать их своим бездетным хозяйкам. Если же женщины, состоящие в браке, но не способные к деторождению, отказывались считать своими детей служанки, то их мужьям разрешалось иметь наложницу.

Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением. Жених платил выкуп за невесту, в который довольно часто входил участок земли, становившийся в дальнейшем для молодых супругов основой их хозяйства. В случае развода по инициативе мужа имущество, полученное в счет выкупа, и дети, родившиеся в браке, переходили к жене. При отказе мужа выполнять эти условия женщина могла обратиться в суд для сохранения своих законных прав.

Муж в свою очередь мог обвинить жену в том, что она плохая супруга, в связи с чем имел право сделать ее своей рабыней. Жена же имела возможность обвинить супруга в жестокости, могла даже потребовать за это компенсацию. В тех случаях, когда супруги не могли разрешить свои споры, в Вавилоне практиковался обычай испытания водой: если обвиняемый мог плавать, то это считалось, что его оберегают боги, и он признавался невиновным. Если же человек начинал тонуть, то это было весомым доказательством его вины.

В Древнем Египте брак также заключался, как правило, по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты. В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство. Такой обычай существовал в Египте и после завоевания его Римом в 30 г. до н. э. Так, Клеопатра2 сначала была женой своего старшего брата, затем, после его смерти,— супругой младшего брата. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом. Те же привилегии получил Марк Антоний, который стал ее последним мужем.

Однако было бы неправильным считать брак в Древнем Египте лишь деловым соглашением. Поэзия и любовные песни египтян того далекого времени воспевают романтическую любовь. Отличаясь от стиля наших песен о любви («Если я поцелую ее и губы ее приоткроются, я буду счастлив даже без пива»), они в поэтической форме воспевают вполне современные нам чувства.

Во многих из этих песен встречаются слова «брат» и «сестра», употребляемые в значении «любимый», «близкий», «любимая»:

Я увидел сестру мою, и душа моя возрадовалась,

А руки мои широко раскрылись для объятья,

И сердце от счастья из груди моей выскочило,

Когда я увидел тебя, о моя госпожа, ко мне идущей,

Ведь если я обнимаю тебя и руки твои раскрываются,

Я чувствую, что попадаю в страну благоуханий.

Updated: 02.06.2013 — 10:56