Ромулу, легендарному основателю Рима, приписываются и первые законы Римского права о браке.
В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества. На нее распространялись все права мужа. Закон обязывал замужних женщин полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей управлять женами как необходимым своим имуществом.
На протяжении почти всей римской истории мужья обладали абсолютной полнотой власти над женами, сменяя в этом отцов, полностью распоряжавшихся своими дочерьми до замужества. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой оставалась семейная собственность. Много веков спустя Римское право легло в основу английского законодательства, и, хотя суровость наказания за его нарушение была ослаблена, за мужьями все равно сохранялись очень большие права.
Как и в Афинах, муж в Древнем Риме имел право убить жену, не выполнявшую своих супружеских обязанностей или нарушившую строгие правила поведения. Римское право разрешало карать женщину смертью, если она изменила мужу, выпила специальное средство, чтобы прервать нежелательную беременность, или подделала ключи от винного погреба мужа. Пить вино римским женщинам строго-настрого запрещалось, так как считалось, что каждая женщина, неумеренно пьющая вино, закрывает сердце для добродетелей и открывает его порокам.
В начале века н. э. взгляды римлян на брак отразили отношение к той роли, которая возлагалась на женщину обществом. В основу брака была положена идея, господствовавшая многие века и частично сохранившая значение в настоящее время. Современными выглядят некоторые взгляды древних, так как они близки нам по своей сути, а именно: «Что может быть лучше жены целомудренной, любящей семейную жизнь, хорошей хозяйки и воспитательницы детей, той, что радует вас в здоровье и ухаживает в болезни, соратницы в. удаче и утешительницы в горе, той, что обуздала страсть вашей юности и смягчит чрезмерную жестокость старости…»