ФУНКЦИИ И СОСТАВ СОБЫТИЙНЫХ ГРУПП

Главное их назначение — сделать осуществимым то или иное событие в жизни личности, засвидетельствовать сам факт его осуществления, не только вписать свершившееся событие в биографию самой личности, но и сделать его социально значимым фактом жизни других людей.

Традиционно подобные функции реализуются с помощью системы обрядов и ритуалов, которыми сопровождается каждое достаточно крупное событие жизненного пути человека. Обряды рождения, инициации и посвящения, юбилеи и свадьбы, похороны и многие другие церемонии, связанные с культурными и историческими традициями того или иного общества, — это своего рода спектакли, разыгрываемые по общепринятым, переходящим от поколения к поколению сценариям. Меняются лишь исполнители, но не роли; состав событийной группы социально предписан, задан извне, а сама личность — виновник торжества — должна лишь хорошо сыграть свою роль в воспроизводстве типичного события типичного жизненного пути. Однако, чем в большей мере человек является субъектом жизненного пути, чем уникальнее его жизненная программа, тем чаще он вынужден быть одновременно и автором, и режиссером, и исполнителем своей жизненной драмы. Индивидуализация делает жизненный путь более гибким, пластичным, могущим менять свое направление в зависимости от воли автора и изменения жизненных планов. Вследствие этого расширяется и круг лиц, которые могут стать причастными к жизни данного человека. Станут ли они соучастниками его событий — во многом зависит не от укоренившихся обычаев и традиций, а от избирательного отношения к ним самого субъекта.

Таким образом, состав событийной группы может формироваться разными способами: жестко предписываться обычаем или свободно выбираться самой личностью. Так, день рождения, а особенно юбилей — одно из значимых, периодически повторяющихся событий. Однако отмечают его по-разному. Одни считают обязательным, независимо от настроения и личного отношения, пригласить родственников, соседей, товарищей по учебе или работе и всех тех лиц, у которых сами побывали на дне рождения; другие предпочитают видеть у себя лишь тех, кто им дорог сегодня; некоторые остаются наедине с воспоминаниями или книгой. В первом случае состав событийной группы предписан, во втором — обусловлен прихотливой избирательностью самой личности. В связи с этим можно различать Социоориентированные событийные группы, главное назначение которых— публично засвидетельствовать свершившееся событие, обеспечить ему социальное признание и приблизить к жизни других людей, и Личностно-ориентированные событийные группы, которые создаются самой личностью, стремящейся вплести в свою жизнь значимых для нее людей.

По своей величине (количеству участников) событийная группа может изменяться в очень широком диапазоне. Так, в случае с днем рождения могут участвовать от одного человека до нескольких десятков человек. Аналогичная картина обнаруживается при анализе любого другого события. Вместе с тем, несмотря на достаточно большое число участников определенного события, не все они являются, с точки зрения личности, членами ее событийной группы. Такими становятся лишь значимые для нее люди. Обратимся к некоторым эмпирическим данным.

Двадцати испытуемым, мужчинам и женщинам в возрасте от 19 до 42 лет, предлагалось назвать 10 наиболее важных событий их жизни из прошлого, настоящего и предполагаемого будущего. В каждом событии испытуемые должны были указать главных действующих лиц — других людей, с которыми связано (будет связано) его осуществление. Из 200 событий (по 10 от каждого испытуемого) лишь в восьми отсутствовали соучастники. В остальных же 192 событиях участвовало кроме самого испытуемого от 1 до 6 человек. Распределение обнаруженных событийных групп по их величине оказалось следующим: в 39% случаев в группе было два человека (включая самого испытуемого), в 41% — три, в 14% — четыре, в 5% — пять, в 1 % — шесть и семь человек.

Полученное распределение напоминает известные в социальной психологии данные, согласно которым в большинстве случаев число членов малой группы колеблется между 2 и 7 при модальном числе 2; созвучны нашим результатам также данные о распределении числа лиц, связанных друг с другом взаимными социометрическими выборами. В связи с этим возможен вопрос: не являются ли выделенные нами событийные группы разновидностью неформальных микрогруппировок, аналогичных социометрическим? Конечно же нет, уже потому, что событийные группы не обязательно контактны и могут включать в свой состав даже вымышленных лиц и исторических личностей. «Полжизни прожил… — писал И. А. Бунин, —среди людей, никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как своими собственными, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с пелазгами и этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Ростовой! И как теперь разобраться среди действительных и вымышленных спутников моего земного существования? Как разделить их, как определить степени их влияния на меня?».

От неформальных группировок событийные группы отличаются также тем, что их члены обязательно должны быть значимы лишь для личности, жизни которой непосредственно принадлежит данное событие. Остальные члены этой группы могут быть даже незнакомы друг с другом. Необходимым и достаточным условием существования событийной группы является наличие в ней звездной структуры межличностных отношений, в центре которой находится субъект события. Но не он обязательный лидер. Главное, что другие жизненно значимы для него; именно это и определяет подбор такого, а не иного состава событийной группы. Это важно подчеркнуть, поскольку обязательным условием неформальных микрогруппировок (социометрических «клик») является взаимность выборов.

Участники события могут реально присутствовать в текущей жизненной ситуации, а могут осуществлять свое влияние на личность через годы, десятилетия, века. В зависимости от временных масштабов можно выделить Ситуативно-, биографически-, и Исторически-значимых для субъекта участников событийной группы.

В первом случае человек может стать значимым уже благодаря факту присутствия его в данной ситуации. Однако эта возможность превращается в действительность лишь в случае, если другой человек необходим в сложившейся ситуации и в этой необходимости — самый незаменимый среди окружающих людей. Когда в предновогодний вечер вы ищете елку, то даже встречный прохожий с елкой становится ситуативно-значимым: он может указать дорогу к елочному базару, дать полезный совет, а если он Дед Мороз, то даже подарить ее вам. Именно ситуативно-значимые люди — необходимые и незаменимые — отбираются личностью из всех непосредственных участников события и входят в состав соответствующей событийной группы.

Каждое событие определенным образом связано с другими предшествовавшими и последующими событиями жизни не только данного человека, но и других людей. Изменения, происходящие в жизни других, могут стать Причинами или Следствиями, целями или Средствами по отношению к конкретному событию жизненного пути личности. Задумываясь над своими отношениями с небезразличными для нас людьми, мы видим сложную систему причинных и целевых отношений между событиями и жизненными линиями разных людей. Множество таких связующих нитей без труда может обнаружить каждый. Родители начинают заново осваивать азы науки, Потому что сын пошел в школу. А бабушка при этом меняет привычный образ жизни Для того, чтобы водить любимого внука в школу и кормить его домашними обедами.

Благодаря подобным причинным и целевым зависимостям к жизни личности оказываются причастны самые различные, даже неизвестные ей люди. Именно об этом слова английского поэта Дж. Донна: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и, если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

Вместе с переживанием человеком связей событий своей жизни с жизнями других людей возникает значимое отношение с этим другим в биографическом масштабе.

В этом случае другой человек становится не только ситуативно-, но и биографически-значимым. Факты его жизни, будучи детерминантами того или иного события в жизни личности, опосредованно влияют на другие события, ее жизненный путь в целом. В отличие от ситуативно-значимых, биографически-значимые люди могут входить поэтому в состав не одной, а нескольких событийных групп независимо от того, в осуществлении скольких событий они принимали непосредственное участие. Приведем некоторые эмпирические данные.

По результатам описанного выше исследования было подсчитано количество событийных групп, членом которых, с точки зрения испытуемого, являлся каждый названный им человек. Напомним: испытуемые указывали 10 наиболее важных событий своей жизни и применительно к каждому перечисляли людей, которые участвовали в его осуществлении. Оказалось, что 79% указанных лиц участвовали только в одном событии, 14% — в двух, 7% — в трех и более.

Логично предположить, что другой человек переживается тем более значимым, чем в большее количество событийных групп он входит (как говорится, сделать что-либо один раз — случайность, дважды — совпадение, трижды — привычка), и, чем привычнее партнер в роли члена событийной группы, тем значимее он.

Это предположение подтвердилось в небольшом эксперименте, в котором участвовало 10 человек. Как и прежде, мы попросили их назвать по 10 самых важных событий своей жизни и около каждого события записать имена людей, чья роль в его осуществлении была (или будет) наибольшей. Таким способом были получены индивидуальные списки значимых других (в среднем по 17-18 имен, записанных на отдельных карточках). Испытуемый брал любые две карточки с именами и отмечал, кого из двух значимых он чувствует более близким. Точно так же, с помощью метода парных сравнений, оценивалась степень психологической близости всех остальных перечисленных в индивидуальном списке людей. Это позволило нам узнать, кто из этих людей психологически ближе испытуемому, а кто — дальше.

Как и ожидалось, чем в большем числе важных для человека событий участвуют люди, с которыми он общается, тем более близкими они ему становятся. Если такое событие лишь одно, то вероятность оказаться в числе пяти наиболее близких людей невелика (0,37). Эта вероятность чуть выше (0,40) для тех, кто участвует в двух событиях. Но если кто-то оказывается членом трех событийных групп, то уже с вероятностью 0,71 он становится одним из пяти наиболее близких людей. Таким образом, чем теснее переплетаются жизни разных людей, тем более близкими люди чувствуют друг друга. Как увидеть это переплетение — картину совместного жизненного пути, в ходе которого и возникают значимые отношения?

Updated: 13.08.2013 — 23:03