Прежде чем отвечать на вопрос, приведу письмо, достаточно характерное и типичное. Это письмо, как мне думается, раскрывает психологию мужа‑изменника.
«У меня, наверное, хорошая семья. Если приходится расставаться – скучаем, если вместе – бывает, и ругаемся, но в целом все хорошо.
Считаю, что жена должна быть украшением семьи. Как, скажем, витрина магазина. Что там внутри, можно узнать, лишь войдя внутрь, но внешне всегда красиво.
Секс любим, и постепенно секретов в нем для нас не стало. Считаем, что можно все, если нравится и хочется.
Но вот к какому выводу я пришел. Мужчина в любовной игре всегда более активно ласкает женщину, а она лишь наслаждается ласками и почему‑то очень мало ласкает мужчину (убедился в этом еще и потому, что кроме жены за 12 лет супружества у меня было 5–6 связей с другими женщинами). Мне хочется, чтобы меня тоже ласкали. Это не только приятно, но и необходимо. Я прав?
Да, кстати, упреждаю ваши упреки во внебрачных связях. Думаю, без этого жизнь не прожить. Неужели, хоть редко, у вас не «закружится голова» от другой женщины? Однако скажу честно: так хорошо, как с женой, мне не было ни с одной женщиной. И если у моей супруги были связи, она все же стремится ко мне. Значит, все у нас хорошо. А эти «приключения» – не более, чем способ время от времени проверить себя, как‑то самоутвердиться, приобрести вновь уверенность в себе.
И потом, если женщине хочется провести ночь с порядочным мужчиной, а они, как правило, все женаты? Или лучше одинокий шалопай, который спит каждый день в разных местах? Одиноких порядочных женщин, как показывает жизнь, очень много, и им тоже хочется жить!»
Николай Р., 35 лет, автослесарь, г. Подольск
Что можно добавить к этому портрету? Муж‑изменник легко относится к своим связям. Он все время ищет кого‑то на стороне, надеясь, что получит то, чего не дает жена. Вечный поиск захватывает его, как карточная игра, когда хочется обязательно выиграть, он уже не может без этого. У него вырабатывается рефлекс, ему нужны победы – одна, вторая, третья, четвертая, десятая, сотая… В конце концов, конечно, он изматывается. По своей психологии он обычно инфантилен, хотя может выглядеть солидным.
Вечные поиски недостижимого, несуществующего, безрассудство, развлечение, пока не получишь сифилис, а еще хуже – СПИД… Желание рисковать, играть странную роль: застукают – не застукают, обнаружат – не обнаружат, обману – не обману…
Все это характерно для мужа‑изменника. Впрочем, это уже не измена, скорее, развлечение, причем навязчивое, болезненное. У него масляные глаза, на каждую женщину он смотрит только как на тело: возможно ли здесь испытать удовлетворение, получить разрядку или нет? Если такой человек становится вашим мужем, отцом ваших детей, попробуйте его перевоспитать. Не скандалами, ссорами, угрозами и шантажом, а интересным времяпрепровождением вместе дома, уютом, пониманием. Прощайте, делайте все для того, чтобы его засасывала семейная жизнь, чтобы он с интересом играл с детьми, ходил в походы, посещал театры, читал книги. Собирайте дома приятные компании, не боясь, что муж начнет ухаживать за какой‑нибудь девушкой, женщиной, пришедшей в гости. Пусть лучше все происходит дома, у вас на глазах. Постепенно он должен понять: зачем рисковать, когда дома так славно. Может, вам помогут высказывания знаменитой Вирджинии Сатир, американки, которую справедливо называют Колумбом семейной терапии.
Девизами своей работы Сатир считает следующие постулаты:
Я хочу любить тебя, но не держать тебя.
Я хочу ценить тебя без рассуждений.
Я хочу присоединиться к тебе, но не вторгаться в тебя.
Я хочу пригласить тебя, но не требовать тебя.
Я хочу покинуть тебя, но не упрекая. Я хочу критиковать тебя, но не обвинять.
Я хочу помогать тебе, но не попрекать в неумении.
И если я могу получить от тебя то же самое – мы сможем встретиться и по‑настоящему обогатить друг друга.
Попробуйте пожить хотя бы неделю‑две, используя эти постулаты, и вы обнаружите, что хотя и непросто постичь азы семейной терапии, но все‑таки возможно.
Главная задача, по мнению Вирджинии Сатир, для поддержания семьи – дать всем членам семьи почувствовать свою равноценность. Когда люди чувствуют себя равноценными, они способны любить друг друга. Если же в семье господствует модель подчинения, то любовь обязательно уйдет из этого дома. Да, лидер возможен и необходим, но лидер, не унижающий достоинства другого человека.
Нельзя говорить своему избраннику: я буду тебя любить, если ты сделаешь мне то или другое. Прямота и честность всегда должны сопутствовать подлинной любви.
Неожиданно приехав домой из командировки, муж застал жену со своим лучшим другом.
– Слушай, – воскликнул он, – что это вы там делаете?
– Вот видишь, – сказала жена своему любовнику, – не говорила ли я тебе, что он дурак!
(Из непридуманных рассказов)