Изучение культурных изменений

Культуры изменяются различными путями (Berry, 1980b): от войн, коммерческой деятельности, туризма, миссионерства и других факторов.

Зачастую некоторые виды изменений трудно изучать в собственной культуре, поскольку они уже произошли. Но их можно изучать в других культурах. Например, как влияет появление телевидения на поведение людей (Lonner, 1985)? Можно изучать социальную жизнь в сообществах, в которых в настоящее время нет телевидения, перед его появлением и после введения и наблюдать, как изменяется социальное поведение.

Во многих исследованиях подобного рода было обнаружено, что появление телевидения имеет своим следствием уменьшение объема социальных взаимодействий людей в целом. Сравнивая то, что люди делали до этого, с тем, что они делают после внедрения в их жизнь телевидения, исследователи обнаружили следующие вещи. Люди тратят больше времени, сидя у телевизоров, меньше друг с другом разговаривают, меньше играют в игры и рассказывают сказок. Вполне вероятно, что изменения подобного рода происходили и в американской культуре как следствие внедрения телевидения, но изучать их уже невозможно. Можно предположить, что детям нежелательно смотреть телевизор по сорок часов в неделю, но это трудно зафиксировать, пока не будем иметь надежных данных. Их можно получить в тех культурах, где телевидение только вводится в жизнь.

Еще более важные изменения в американской культуре произошли во второй половине двадцатого века. Мне уже достаточно много лет, чтобы вспомнить, когда один из преподавателей профессорско-преподавательского состава в одном из небольших колледжей (1960) был уволен за то, что решился на бракоразводный процесс. Сегодня трудно представить, чтобы администрация какого-либо колледжа предприняла подобные меры против кого-либо из своих преподавателей из-за того, что они развелись со своей супругой / супругом, или за то, что он/она живет с партнером вне законного брака. Это культурное изменение!

В 1958 году в моем Университете был уволен профессор за то, что опубликовал в студенческой газете статью, в которой высказал предположение о желательности для молодых людей «проверять» свои взаимоотношения до заключения брака. Сегодня такие формы проверки, как добрачное сожительство в гражданском браке, достаточно обычны и не вызывают осуждения. Один мой коллега собрал и проанализировал подобные ситуации и пришел к выводу, что уволенный профессор ошибался*. Полученные данные свидетельствовали о том, что люди, выступавшие испытуемыми, заранее оценивали свои брачные отношения, как находящиеся на грани развода**. Возможное объяснение заключается в том, что чем более «консервативен» человек в своих традиционных ценностях, тем меньше вероятность развода. Главное, что хотелось подчеркнуть этим примером, состоит в том, что в настоящий момент уровень сексуальной свободы в Америке намного больше, чем тридцать пять лет тому назад.

Другой феномен культурных изменений – это явление аккультурации. Подробнее этот вопрос будет обсужден в 9-й главе. Сейчас в качестве примера рассмотрим только аккультурацию испаноязычных мигрантов (особенно из Мексики) в Соединенные Штаты.

Можно предположить, что аккультурация имеет линейный характер, но фактически характер этого процесса более сложный. Тиандис, Кашима, Шимада и Виллерел (Triandis, Kashima, Shimada, Villareal, 1986) показали, что существуют три возможные модели аккультурации. Они приводят данные, свидетельствующие о том, что разные модели аккультурации приводят к формированию разных культурных характеристик. Во-первых, для испаноязычных мигрантов характерно усвоение некоторых форм поведения, не свойственных традиционным, что обычно обозначается термином Аккомодация. Во-вторых, наблюдаются случаи Отклонения от нормативных представлений. Это означает, что некоторые представители этих групп становятся бОЛьшими «экстремистами» в демонстрации совей приверженности к новому образу жизни, чем носители основной культуры.

И, наконец, существует феномен Этнической аффилиации (этнической приверженности – примеч. переводчика, В. С.). Это означает, что представители испаноязычных сообществ, которые прожили несколько лет в нашей стране, остаются более похожими на представителей своей собственной культуры (Мексико, Пуэрто-Рико) по ряду характеристик, чем те, кторые только что прибыли в нашу страну. В работе Триандиса с коллегами полученные данные свидетельствуют в пользу процессов аккомодации или отклонений от своих традиционных представлений и характеристик.

Модели аккультурации зависят также от того, какое поколение является предметом изучения. Дети новых иммигрантов готовы объединяться и быть похожими на детей страны пребывания. Но внуки этих иммигрантов чувствуют себя вполне комфортно в связи со своей этничностью и часто проявляют этническую привязанность для выделения себя из остальной массы (Waters, 1990).

Не исключено, что вновь прибывающие иммигранты, возможно, и захотят полностью раствориться в гостевой культуре (ассимиляция) или, наоборот, предпочтут остаться обособленными от нее. Если они стремятся ассимилироваться, то основным определяющим фактором – будут ли они проявлять аккомодацию, отклонение от нормативных представлений или этническую приверженность – является наличие или отсутствие предубеждения и дискриминации по отношению вновь прибывшим. Чем лучше иммигранты смогут «выдержать экзамен», тем вероятнее, что они должны будут ассимилироваться или даже демонстрировать отклонение от нормативных представлений. И чем сильнее они отвергаются коренным населением, тем больше вероятность, что они будут проявлять этническую приверженность, особенно в тех регионах, где их этнические особенности не будут объектом пристального внимания со стороны основной массы населения, поскольку в этом случае нет опасности быть наказанным за то, что они отличны от большинства.

Updated: 01.06.2013 — 00:18