Связи между категориями, например, «американцы африканского происхождения весьма красивы» — это убеждения. Цепочку ассоциаций, таких как «Стремление афроамериканцев проживать рядом с белыми увеличивает шансы развития дружественных отношений между белыми и цветными», можно изучать как убеждения. Это предложение можно модифицировать различным образом и спрашивать людей — согласны они или нет с каждой модификацией. Например, вместо слова «афроамериканцы» можно использовать слова «испанцы», «коренные жители Америки», «азиаты»; выражение «где проживают белые» — заменить на представителей других этнических групп; вместо слова «увеличивают» — использовать другие глаголы и категоризации взаимоотношений, заменяя слово «дружественные» и т. д.
Таким образом, из этого предложения исследователь может сформулировать большое число других предложений, которые можно использовать для получения информации о различных аспектах субъективной культуры, давая возможность людям соглашаться или не соглашаться с этими предложениями.
Одна категория убеждений является особенно важной. Убеждения, касающиеся причин поведения или приписывания характеристик, являются очень важными, потому что способ, при помощи которого мы интерпретируем поведение, зависит от приписываемых характеристик. Например, если один человек бьет другого, то ситуация будет совершенно различной, если ее интерпретируют либо как «случайность или несчастный случай», либо — «он намеренно хотел ударить другого человека».
Культуры различаются по своим характеристикам. Например, Миллер (Miller,1984) обнаружил, что американцы намного чаще для объяснения поведения используют диспозиционные характеристики (например, «он это сделал потому, что он несчастный» или «что он отрицательно к этому относится»), чем внешние факторы (например, «он это сделал потому, что был жаркий день» или «что комната была переполнена»). И, наоборот, у индейцев наблюдается тенденция для описания поведения чаще использовать контекстуальные факторы, чем диспозиции.
Диспозиции такого рода также важны при высказывании социальных или политических суждений и принятии решений. Например, мы можем задать вопрос: «почему эти люди так бедны?», а ответ может быть двояким — диспозиционным (например, «потому что они ленивы») или контекстуальным (например, «потому что у них нет работы»). В культурах индивидуалистического типа, таких как Соединенные Штаты больше делается диспозиционных суждений, а в коллективистических культурах (например, Китай, Индия) — контекстуальных.