В классической работе Аша (Asch, 1956) студентам были представлена совокупность неравных линий и стандартная линия для сравнения. Их просили ответить, какая линия соответствует эталону. Помощники экспериментатора в сериях ответов демонстрировали ложные, но согласованные суждения. Поэтому реальные испытуемые вынуждены были давать свои оценки, ориентируясь, с одной стороны, на данные собственного восприятия, с другой – на единодушное мнение помощников экспериментатора, которое противоречило собственному восприятию.
Аш обнаружил, что около одной трети испытуемых в своих суждениях склонялись в пользу мнения группы и давали ложный ответ, т. е. исходили из предположения, что их собственное восприятие ошибочно. Это исследование было повторно реализовано во многих странах (обзор исследований см. Mann, 1980, с. 164-166). В целом, уровни конформности были схожи с данными, полученными на выборках из Соединенных Штатов. Однако, в ряде африканских племен, использующих жесткие практики социализации, уровень конформности оказался очень высоким (например, в племени Бантусов этот показатель оказался на уровне 51 процента). Но в некоторых странах уровень конформности оказался не таким высоким (например, в Германии и Японии меньше 20%) по сравнению с Соединенными Штатами.
Низкие показатели конформности в Японии для Фрейгера (Frager, 1970) оказались весьма удивительными и неожиданными. Однако мы должны помнить, что в коллективистической культуре люди подчиняются требованиям своей группы, а к сотрудничеству с членам аут-групп обычно относятся настороженно. Незнакомцы, делающие «ошибочные» суждения, вряд ли будут считаться членами ин-группы. А «иностранец» (экспериментатор) превращает обычные «вещи» в более «неестественные». Поэтому неудивительно, что около 34-х процентов японцев оказались не-конформными – давали собственные ответы на нейтральные вопросы, когда большинство «помощников» давали «правильные» ответы. В исследовании Матсуда (Matsuda, 1985), также проведенном на японской выборке (наиболее сплоченной группе), был обнаружен большой уровень комфортности, не смотря на то, что ошибочные суждения высказывались респондентам в приватной форме (что позволяло им свести к минимуму давление большинства при принятии собственного выбора).
Необходимо также отметить, что во многих коллективистических культурах решения принимаются по согласию (согласованные решения). Это означает, что индивид имеет возможность влиять на принятие решений. В индивидуалистических культурах, если принятие решения не сильно затрагивает личность человека, то оно принимается без особых обсуждений. Индивид действует, имитируя поведение других людей. Следствием этого может быть больший уровень конформности (Doi, 1986).Короче говоря, мы не должны заранее считать, что коллективизм обязательно означает более высокие уровни комфортности, чем индивидуализм.
Как отмечалось в предыдущих главах, в натуральных обществах (охотники, собиратели пищи) также как и в индустриальных, давление окружения на индивида в сторону конформности не такое сильное. В сельскохозяйственных обществах эта тенденция выражена более сильно. В густонаселенных стратифицированных обществах при социализации детей существенное внимание уделяется тому, чтобы у них развивались навыки конформного поведения. Аналогично, в индустриально развитых обществах в сегментах населения с низким социально-экономическим статусом также существует давление в сторону конформного поведения (с точки зрения функциональности), поскольку подавляющее число детей, выходцев из этих слоев, в будущем станут рабочими, а подчинение боссу и группе является функциональной формой поведения (Kohn, 1969).
С другой стороны охотники, собиратели пищи и представители высших социальных классов индустриально развитых обществ в процессе социализации своих детей стремятся привить им навыки опоры на собственные силы и развитие творческих способностей. Опять же, такая ориентация в воспитании является функциональной, поскольку охотники и собиратели пищи быстрее смогут добывать ее, если будут подходить к этому творчески, также как и профессионал более эффективно будет выполнять свою работу, если будет человеком творческим.
Берри (Berry, 1967, 1979) показал, что в аграрных обществах, особенно в Африке, уровень конформности высокий и низкий в охотничьих и натуральных обществах, например у эскимосов. Влияние условий жизни на уровень конформности можно проследить, начиная с экологии, которая обуславливает функциональность конформности поведения, до способов воспитания детей, когда им прививаются функциональные формы поведения в соответствии с экологическими условиями жизнедеятельности.
_____________________________________________________________
Далее: ксерокс рисунка 8-2 со стр. 228 книги и перевод обозначений:
1 – рисунок 8-2.
Берри (Berry, 1979) просим представителей разных культур ту линию из восьми представленных, которая ближе всего соответствует линии, изображенной вверху рисунка. Значок Х располагался около седьмой линии и респондентов информировали о том, что большинство людей из их культуры давали такой ответ. Правильным ответом является вторая линия сверху. Респонденты, которые отмечали четвертую, пятую, шестую или седьмую линию, показывали соответствующие уровни возрастания конформности (Berry, 1979. Перепечатка с разрешения издателя).
____________________________________________________________
Берри использовал адаптированный вариант методики Аша, показанный на рисунке 8-2. Испытуемых просили выделить ту линию, которая совпадает с линией сравнения. Линия сравнения располагалась вверху рисунка. Значок Х располагался рядом с другой линией, которую экспериментатор как бы непреднамеренно отмечал, что это была именно та линия, «наиболее часто выбираемая, как совпадающая с верхней линией». Степень конформности испытуемых фиксировалась по близости их выбора с линией Х, при правильности выбора — второй линии сверху.
———————
Далее: ксерокс рисунка 8-3 со стр. 229 книги и перевод обозначений.
1 – Рисунок 8-3. Берри (1979) выявил корреляции степени независимости суждений (неконформности) респондентов выборки (по выполнению задания, показанного на рисунке 8-2) с ее положением на шкале этнокультурной переменной. Более высокое положение на этой шкале соответствует представителям той культуры, уровень выживания которой будет выше, если они будут больше опираться на свои собственные силы и проявлять независимость, чем подчинение, поскольку их экология способствует ведению охоты и других форм активности, требующей проявления самостоятельности. Коэффициент корреляции 0.70, полученный на основе анализа семнадцати выборок, свидетельствует о том, что те люди, которые воспитывались в экологических условиях, требующих от человека развития навыков самостоятельности и опоры на собственные силы, оказываются менее конформными.
2 – процентный показатель независимости
3 – стандартизованный экокультурный индекс.
__________________________________________________________
На рисунке 8-3 ось Х – это экокультурная шкала. Каждое положение шкалы отражает степень жесткости экологических условий жизнедеятельности, диктующих человеку необходимость самостоятельного исследования и освоения окружающей среды. Ось Y показывает процентное отношение респондентов, давших независимые ответы при выполнении задания по методике, изображенной на рисунке 8-2.
Ясно, что экологические условия, способствующие развитию «исследовательских» навыков, связывались с меньшим уровнем конформности. И эта корреляция оказалась порядка 0.70.
Классифицируя развивающиеся общества по показателям кооперативности, конкурентности и индивидуалистичности, Мид (Mead, 1961) выдвинула предположение, что среди представителей обществ кооперативного типа уровень конформности выше, чем в двух других типах, и они имеют больше коллективистических атрибутов. Тогда как представители других двух типов имеют больше индивидуалистических характеристик (для обзора см. Триандис, 1988а).