Субъективная культура

В двух исследованиях показано очень существенное отличие в показателях уровня проявления агрессии, связанных с культурными особенностями. Браун (Brown, 1986) исследовал уровень агрессивности жителей племени Симбу в Новой Гвинее, находящемся под административным управлением Австралии. Они весьма часто вступали в вооруженные стычки между собой, не смотря на запреты австралийцев.

Браун обнаружил, что представители этого племени имели положительно относились к проявлению агрессивности и высоко ценили тех, кто вел себя наиболее агрессивно. В племени существовала сегрегация по половому признаку, и мужчины доминировали над женщинами. Высокий статус связывался с такими социально-демографическими характеристиками и психологическими качествами, как принадлежность к мужскому полу, горячность, несдержанность, склонность к насилию, конкурентному поведению и проявление лояльности по отношению к мужской половине населения. Когда возникала борьба, все, кто мог присоединиться, принимали в ней участие. Группы, состоящие из мужчин с одинаковыми установками, управлялись «большими мужчинами», статус которых зависел от количества имеющихся сторонников. Эти большие люди провоцировали столкновения и сражения, принуждали других вставать на их сторону и вести совместную борьбу. Напряженность отношений между группами была высокой из-за нехватки земли, отсутствовало доверие к официальной законодательной системе и возможности какого-либо справедливого распределения доступных ресурсов. Поэтому понятно, что субъективная культура этой группы естественным образом включала в себя возможность и необходимость проявления агрессивного поведения.

Племя Симбу можно сравнить с представителями племени Семаи, рассмотренного в работе Роберхека (Robarchek, 1986). В этом племени отношение к агрессивному поведению очень негативное. Фактически, представители этой группы были убеждены, что «только плохие люди могут вести себя агрессивно». Они живут в тропических лесах Малайзии с изобилием ресурсов, о добыче которых не нужно сильно беспокоиться. Основные опасности и угрозы они связывают с возможностью остаться одному без поддержки других. Поэтому высшей ценностью для них является воспитание потомства.

Нисбетт (Nisbett, 1990) отмечает большие различия в показателях уровня убийств в больших городах Соединенных Штатов в сравнении с городами других стран. Характерно, например, что эти показатели в сотни раз выше, чем в Ирландии или Израиле. Даже внутри самих Соединенных Штатов наблюдаются большие различия. Так на территории в окрестностях Техаса уровень убийств в четыре раза выше, чем в районе Небраски (с. 262). Нисбетт (Nisbett, 1990) объясняет эти различия культурным происхождением жителей этих регионов: жители техасского территориального выступа являются выходцами американского Юга, а жители округа Небраска – главным образом выходцы из Европы.

Представители коллективистических культур намного терпимее относятся к агрессивному поведению, исходящему от властных структур собственной группы, чем когда оно исходит от члена ин-группы с низким статусом или от члена аут-группы (Bond, Wan, Leung, Giacolone, 1985). Бонд (Bond, 1992) показал, что в коллективистических культурах член ин-группы с высоким статусом может нанести оскорбление члену этой группы с низким статусом совершенно безнаказанно. Однако человек не может иметь успеха, оскорбляя свою группу! Короче говоря, агрессивное поведение интерпретируется по-разному, в зависимости от субъективной культуры группы.

Updated: 13.11.2013 — 21:11