Дууб (Doob, 1971) выдвинул гипотезу, что восприятие длительности временного интервала будет иметь бОЛьшее значение при следующих условиях: (1) когда цели легче достигаются при координации усилий не с одной, а с несколькими личностями; (2) когда люди имеют одни и те же цели и должны координировать свои усилия для их достижения; (3) когда активность включает отношения власти между группами и индивидами; (4) когда обмен информацией имеет значение для коммуникатора (источника) и аудитории; (5) когда осознается, что продолжение или временное прекращение активности приближает достижение цели или уменьшает уровень фрустрации; и (6) когда удовлетворение потребностей часто откладывается. Эти гипотезы предполагают, что чем более индустриализировано общество, тем больше внимания уделяется временнОМу аспекту жизни.
В работе Левайна и Бартлетта (Levine, Bartlett, 1984), упомянутой во второй главе, показано, что японцы больше озабоченны проблемой времени, чем американцы, которые, в свою очередь, больше внимания уделяют временнЫМ аспектам своей жизни по сравнению с представителями менее развитых стран. Жители больших городов также сильнее озабочены проблемой времени в отличие от жителей небольших городов. Одним из способов узнать отношение людей ко времени — это задать вопрос: «Если вы решили встретиться с одним из своих друзей и назначили встречу на 12 часов дня, сколько времени вы будете ждать, прежде чем решите, что ваш друг на встречу не придет?». Большинство людей из Европы и Северной Америки дают интервал времени около 15 мин. Естественно, некоторые ждут меньше, а некоторые больше. Однако в некоторых менее развитых регионах мира не так уж неожиданно получить ответ «примерно один день». Вспомним, что это среда обитания без телефонной связи, с малоразвитым населением и у людей мало возможностей как-то развлекать себя (принимать друзей и. т.п.).
Если они ожидают друга, сидя в кофейне, и он не пришел, они еще раз проверят — придет ли он на следующий день. Возможно, друг перепутал дату встречи.
Диаз-Гуэрреро (Diaz-Guerrero, 1979) опрашивал мексиканцев и американцев, задавая вопрос — «когда заканчивается минута?». Он обнаружил, что мексиканцы в среднем сообщали об окончании минуты в интервале 1.5 минут, а американцы — в пределах 0.8 минут! Этот результат свидетельствует о том, что американцы намного активнее обращаются современи, а мексиканцы более спокойны и расслабленны.