В тех частях земного шара, где нет свободной земли, доступной для обрабатывания, расширенные семьи работают вместе, как одна большая группа. Земля начинает использоваться сразу после ее освобождения от лесов. В этих обществах часто образуются излишки пищи, и те члены общества, у которых есть дополнительные ресурсы, находятся в положении, которое позволяет им диктовать свою волю другим людям. В развитых садоводческих обществах продуктивность достаточно высокая, благодаря доступности современных средств труда (т. е. средств, изготовленных из металла).
Средний размер сообщества – около 40 человек для натуральных образований, 95 — для садоводческих сообществ и порядка 280 человек среди развитых садоводческих образований (О’Келли и Карни, 1986, с. 37).
В простых садоводческих обществах наблюдается тенденция к равноправию, но, по сравнению с сообществами натурального типа, наблюдается бОЛьшее внимание вопросам престижа, демонстрации своих возможностей и открытой конкуренции.
Способность организовывать свои родственные структуры для производства пищи и их излишков превращается в феномен доминирования «больших мужчин» в родственной группе. В продвинутых садоводческих сообществах неравенство становится более распространенным с наличием института рабства и наследственным владением позициями руководства и лидерства, которые обнаруживаются в таких группах.
Обычно задача очистки земли возлагается на мужчин, а женщины оказывают помощь в ее культивировании. В развитых садоводческих сообществах, таких как Западная Африка, женщины берут на себя основное бремя в вопросах торговли, обмена продуктов на промышленные товары или деньги. Поскольку женщины получают прибыль, они так же обладают большим статусом.
В отличие от культур натурального типа, которые, как отмечалось выше, преимущественно используют двусторонние виды родственных связей, представители садоводческих обществ используют односторонние связи. Если наследование исключает женскую линию, то оно идет по линии отца, если исключается наследование по мужской линии, то оно осуществляется по линии матери. Наследование по мужской линии очень распространено, хотя в садоводческих обществах не так редки наследования по женской линии.
Наследование по женской линии дает женщинам большую власть, влияние, и личную автономию. Такая ситуация наблюдается приблизительно в 10% для натуральных обществ, 27% для садоводческих обществ и 4% для аграрных обществ. Хотя наследование по женской линии фактически не присутствует в индустриальных обществах (О Келли и Карни, 1986, с.41)
Когда общество вступает в полосу доминирования мужчин в торговле, работе или обеспечении внешнего благосостояния, связанную с отдаленным пребыванием от дома и уходом из семьи на длительное время, женщины получают больше власти. Во многих культурах, когда мужчины длительный период времени должны отсутствовать (быть вдали от своей семьи), женщины берут на себя принятие важных решений относительно функционирования семьи.
Обеспечение благосостояния, тем не менее, связывалось с гендерным неравноправием, так как эта деятельность более опасна. И один из способов убедить людей брать на себя такие риски — сделать этот вид деятельности более престижным.
Одно из обществ, с наиболее доминирующим мужским началом — это индейцы Янамано, которые проживают на границе между Бразилией и Венесуэлой. Они имели так называемый комплекс «воинственности» (Chagnon, 1968), были исключительно привержены «мужским» семейным ценностям (невеста должна жить с родственниками мужа), а мужчины должны контролировать большинство ресурсов. Это общество могло производить достаточное количество овощных и растительных продуктов питания, бедных протеином. Это, в свою очередь, требовало компенсации – добывать пищу, богатую протеином, ведя охоту за дефицитными ресурсами. Конфликт с соседями за владение территориями для охоты — достаточно распространенное явление. Сознательно или бессознательно, но в этих сообществах существовали механизмы контроля за рождаемостью, чтобы эта конкуренция не приводила к его полному истощению. Многие мужчины умирали во время военных столкновений, а женщины практиковали детоубийства. В результате этого полигамия и жесткая ориентация женщин на деторождение, — все это означало отношение к женщине как к источнику воспроизводства и закрепляло доминирование мужчин. Комплекс воинственности делает женщин «товаром или предметом потребления» и ставит их в приниженное положение. Основную энергию мужчины тратят на борьбу и на поддержание образа свирепого, сильного и агрессивного храбреца. В целом, во всем мире женщины являются теми представителями человеческого рода, с которыми обращаются грубо и жестоко, поскольку это помогает мужчинам в соответствии со своим «имиджем» на «законных основаниях» подавлять и принижать свою жену «на публике». Женщин приобретают путем набегов. Захваченные женщины подвергаются насилию, а затем распределяются между наиболее сильными захватчиками. Многоженство является исключительно престижным явлением. Поэтому гендерные различия, неравноправие в этих обществах выражены наиболее сильно.
Короче говоря, конкурентность, скудность ресурсов, агрессивность и неравенство — это характерные особенности многих культур садоводческого типа. Развитие этих обществ — от простых к развитым — связывается с возрастанием доминирования мужчин и неравенства между положением мужчины и женщины в обществе.