ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИИ ЭТНОСА

Этнографические сравнения и исследования, которые проводи­лись с глубокой древности, показали существенную разницу в быте, хозяйственном укладе, культуре различных народов. Первыми ис­точниками таких сведений явились торговые отношения, путеше­ствия, а затем целенаправленные этнографические исследования. Пытаясь объяснить столь различные условия быта, первые теоре­тические обоснования исходили из природно-географических и климатических условий существования различных народов. Такое заключение вытекало, прежде всего, из очевидности этого различия.

Естественно, климатогеографические и природные условия су­щественно влияют на конституциональную особенность телосло­жения, обмен веществ и функционально-адаптивные механизмы приспособления к конкретной среде существования. Отсутствие таких знаний вплоть до середины XX в. приводило к многим оши­бочным теориям в антропологии и этнопсихологии, а в решении практических задач стоило большого числа потерянных жизней в результате несоответствия индивидуальных особенностей адап­тивных процессов и климатогеографических условий среды при переселениях на новые места обитания.

Первыми работами в этом направлении можно считать наблю­дения харьковского паталогоанатома, профессора Государственно­го университета Крылова (1900), обратившего внимание на раз­личные конституциональные особенности строения тела и причи­ны ненасильственной смерти или тяжелых заболеваний. Научное обоснование этим явлениям дал врач-эндокринолог, профессор Ленинградского университета М. Я. Брейтман еще в 1924 г. и 1949 г. в своей работе «Дифференциальная диагностика и семиотика эн­докринных заболеваний. Однако до появления научных исследова­ний по индивидуальной норме, которые проводились в 1965-1975гг. в различных странах, многие вопросы этнографических и антропо­логических исследований остались нерешенными.

Работы, проводимые В. П. Казначеевым в Сибирском отделе­нии АН СССР, показали исключительно большую разницу в харак­теристиках критериев оценки нормы здорового человека, которая действует на европейской части СССР и соответствует нормам ВОЗ, и аборигенов азиатского севера. Установленная разница ока­залась столь разительной, что стало очевидным несоответствие использованных среднестатистических клинических норм европей­ской части страны в азиатской. Например, уровень в норме сахара в крови североазиатского аборигена соответствует гипогликамиче-ской коме у европейца. Аналогичные положения установлены по отношению содержания витаминов и других констант. За работами Казначеева появляются исследования Хирата в Японии, Хит-Картера в Америке, де Кура-Думики в Европе, но все они только повторяют открытие, сделанное Крыловым и Брейтманом еще в первой половине века за 50 лет до окончательного установления факта биологической различимости жителей планеты, которые находятся в специфических климатосредовых условиях.

Данные исследования дали теоретическое обоснование выво­дов первых работ в этнографических исследованиях, где ведущее место в наблюдаемых различиях отводилось географическим осо­бенностям окружающей природы, климату и другими физическим факторам среды. Полученные выводы по изучению «нормы» физи­ческой оценки имеют исключительно важную роль в правильной оценке понятия лучшей нации или расы. Фактически, это абсурдное заключение, которое игнорирует один из принципов самооргани­зации, а именно «единство среды и объекта существования». Луч­шее — это то, что имеет соответствующую адаптивную форму по­ведения.

Перемещение больших трудовых масс населения, контингента вооруженных сил вызвало у некоторых из них специфические нару­шения в состоянии здоровья. Эта проблема возникла и при обуче­нии студентов-иностранцев, прибывающих на учебу в Москву из самых различных районов мира.

Проводимые в этом направлении исследования показали, что каждый индивид имеет определенные возможности по скорости адаптации к новым условиям и степени адаптации. Для конкретно­го региона эта характеристика имеет среднестатистические пока­затели, которые и отражают биологические особенности лиц, про­живающих в нем. Этот факт везде играл существенную роль при миграции населения. Лица, не соответствующие по своим адап­тивным возможностям к жизни в новом регионе, либо покидают его, либо погибают.

Следовательно, природные факторы среды оказывают сущест­венную роль в особенности биологического развития коренного населения, проживающего на конкретной территории планеты. Эти различия состоят в особенностях конституции тела, устойчиво­сти организма к специфическим условиям среды пребывания, но не в принципах биологической организации вида. Говоря об особенностях национального или этнического темперамента, можно утвер­ждать определенные различия последнего по скорости протекания нервных процессов, их иррадиации и концентрации, подвижности, но нет никаких оснований считать, что климатические условия влияют на интеллектуальное развитие.

Природные условия существенно влияли и влияют на форму хозяйственной деятельности, а следовательно, и на взаимообу­словленную организацию отношений в сообществе, отношений с соседями, культуру производства, норму морали, охраны границ и пр. Однако — эта категория социальной организации сообщества подчиняется строго объективным законам и является независимой от биологических особенностей характеристикой эволюции обще­ственного развития.

Особенности социальной организации сообщества, будь это род, племя или некая нация, могут существенно отличаться и иметь тупиковое развитие в конкретных условиях отношений с со­ответствующим социальным общением с другими соседями. В за­висимости от существующих потребностей и возможности их раз­решения определяются формы отношений. Важным положением, которое следует отметить, является необходимость строгого учета при оценке и характеристике этнопсихологических особенностей развития того факта, что все процессы необходимо рассматривать и представлять в поле социально-психологических характеристик, не выделяя какую-либо из них как определяющую. Каждая из них является независимой координатой в поле событий, определяющих жизнедеятельность этноса (рис. I)1.

Ось «биологические факторы» определяет допустимый диапа­зон колебаний последних, в пределе которых возможна жизнедея­тельность сообщества. Это так называемая экологическая ниша.

Ось «социальные факторы» определяет допустимый диапазон изменений взаимообусловленньк отношений двух сторон, где под стороной можно понимать отдельное лицо, группу лиц, социаль­ные слои, классы или целые государства и их коалиции.

Нахождение в любом месте данного поля системообразующих отношений определяет перспективность развития сообщества или его исчезновение за счет ассимиляции в другое сообщество либо гибель в конкурентной борьбе.

Стремление сохранить социальную устойчивость приводит к организации соответствующих форм отношений, взаимопонима­ния и взаимозависимости. В этом плане и следует рассматривать качественные характеристики системы взаимодействия этнопсихо­логических особенностей людей.

Updated: 13.07.2013 — 22:11