Развивающийся индивид также вовлечен в процесс научения. Это происходит при наличии способности изучать культуру, которая является уникальным человеческим феноменом*. Социальное научение происходит, когда обучение человека усиливается социальной ситуацией**. Но для социального научения (как и для научения вообще): «фактические процессы научения полностью индивидуальны в том смысле, что то, что изучается, изучается через прямое взаимодействие ребенка с физическим окружением»***. Эта форма научения соответствует тому, что не опосредовано культурной трансмиссией, как это показано в верхней строке на рис. 1.1. Напротив, культурное научение не является научением «от Другого, но Через Другого» человека и требует способности принять точку зрения этого другого человека. При культурном научении «ученик должен включить в свой собственный репертуар не просто знания о деятельности, которую выполняет другой человек, но также и нечто из социального взаимодействия самого по себе». Именно эта форма научения является одним из ключевых компонентов культурной трансмиссии (на рис. 1.1.) и трех форм трансмиссии, которые предложены на рис. 2.1.
Согласно Томаселло, культурное научение является «просто определенным проявлением основных процессов научения», включая имитационные, информирующие и сотрудничающие формы научения. Эти три процесса проявляются последовательно в различном возрасте: девять месяцев, четыре года и шесть лет, соответственно. На протяжении жизни человека и через поколения людей накапливается то, что было изучено (что обеспечивает культурную стабильность), и происходят модификации, которые также накапливаются (что и обеспечивает культурные изменения).
* См. Tomasello, Kruger & Ratner, 1993.
" См. Bandura, 1977.
*** См. Tomasello, 1993. с. 496.
Пытаясь определить, какие социальные условия обеспечивали наиболее плавный переход от детства к взрослой жизни, Дасен соотнес юношеский стресс со стремительными социальными изменениями, с непрерывностью и целостностью семьи, как одной из буферных переменных. Другие обзоры проблем юности с кросс-культурной точки зрения предоставили Гиббоне и Сабатье67, которые имеют дело, в основном, с крупномасштабными кросс-национальными исследованиями и исследованием юношей в группах мигрантов в мультикуль-Турных обществах. Подобно Петерсену68,
6′ См. Gibbons, 2000; Sabatier, 1999. 68 См. Petersen, 1988.
Который работал с проблемой юности в рамках мейнстрима возрастной психологии, Сабатье «разоблачает мифы», касающиеся юношей-мигрантов: вопреки общераспространенному мнению, эти юноши, как правило, не особенно склонны к душевным болезням, имеют положительную самооценку и мотивированы на успешную учебу в школе и на овладение профессией. По мнению автора, представление о том, что аккультурация увеличивает разрыв поколений, — это еще один миф, который был опровергнут, или, по крайней мере, ослаблен результатами недавних исследований.