Аккультурация
Биологическая Или Генетическая Трансмиссия
Гендер
Ареальная Картотека Человеческих Отношений (HRAF)
Инкультурация
Культурная Трансмиссия
Мир Большинства
Ниша Развития
Которые были созданы внутри некого отдельного культурного контекста, а Я затем используются в другом. Ранние исследования имели тенденцию переоценивать кросс-культурные различия и слишком обобщали психологическую причастность. Такие методологические и теоретические проблемы интерпретации данных являются периодически повторяющейся темой этой книги. Второй главной темой является природа взаимодействия генетиче-ских предрасполо-женностей и культурных или экологических переменных. В значительной степени это незнакомая территория и было бы преждевременно что-либо решительно утверждать. Одним из возможных выводов является то, что маленькие дети в любой точке Земли начинают свой жизненный путь с очень похожими установками и набором одинаковых возможностей. Из-за культурных вариаций при социализации и при уходе за детьми начинают проявляться некоторые пси-хологиче-ские изменения, которые можно объяснить с помощью структуры на рис. 1.1.
Нравственное Развитие
Обучение Ребенка
Онтогенетическое Развитие
Привязанность
Родительские Этнотеории (Также называются Родительскими Убеждениями, Неявными Теориями Развития)
Социализация
Эквивалентность
В этой главе мы исследовали, Как Фоновый контекст популяции влияет на поведение индивида и Когда Эло Происходит в процессе индивидуального развития.
103 См. Chasiotis, 1999.
104 См. Lewis, 1966.
105 См. Gottlieb, 1998; Gottlieb, Wahlsten & Lickliter,
1998.
,06 См. Keller & Greenfield, 2000.
Мы доказали, что все четыре процессуальные переменные, показанные на рис. 1.1., отвечают за трансмиссию от контекста к человеку, особое внимание уделили при этом формам культурной трансмиссии и обучения в раннем возрасте и аккультурации, которая продолжается для некоторых людей в течение всей жизни. Мы идентифицировали различные пути культурной трансмиссии (вертикальный, горизонтальный, непрямой) во всех культурах, отметив, что относительный акцент на каждом из них может изменяться в зависимости от культуры. Точно так же стиль (в пределах от уступчивости до самоутверждения) меняется от культуры к культуре, и может рассматриваться как культурная адаптация к экологическим факторам (особенно экономики добычи пропитания).
При рассмотрении этих проблем определился ряд теоретических и методологических вопросов. Первый из них — это первичная интерпретация номинальной величины кросс-культурных различий в показателях психологических методик,
Противоречие «природа-воспитание» в основном касалось того, насколько доступное наблюдению поведение можно объяснить биологическими факторами, а насколько влиянием окружающей среды. Уже в 1958 году Анастази (Anastasi) указал, что более уместно было бы задаться вопросом о соотношении природы и воспитания. Как мы увидим в главе 12, биологические теории о социальном поведении, которые были развиты в социобиологии и этологии (биологическом изучении поведения), подводят к теоретическому пониманию способов осмысления таких отношений. Это привело к развитию эволюционной психологии (см. гл. 10).
В эволюционных подходах существуют ярко выраженные детерминистические традиции мышления, представленные, например, Туби и Космидесом98. Эти авторы утверждают, что репертуар поведения выражает филогенетически развивавшиеся модули. Такие модули — непосредственный результат процессов адаптации в дарвинистском понимании, при которых успех стратегий воспроизводства является центральным параметром. В гл. 10 мы обсудим эти проблемы. Эксперименты с маленькими детьми показали, что те проявляют способности намного раньше, чем это предполагал Пиаже. Работа с детьми в возрасте нескольких месяцев по изучению познания показала, что в некоторых случаях они уже различают физически возможные и невозможные события99. Это предполагает такую модель развития, в которой дети рождаются с несколькими общими функциями, которые направляют их представления о внешнем мире. В процессе развития они все более и
96 См. Scribner, 1979.
97 См. Cole, 1992a, 1996; Tulviste, 1991; Segall, 1999.
См. Tooby & Cosmides, 1992. См. Baillargeon, 1995, 1998.
Более совершенствуются в результате фактического экспериментирования100.
Что касается социального поведения, то существуют также теоретические подходы, в которых воспроизводимые результаты рассматриваются как результаты процессов Взаимодействия Организма с генетически заданными способностями к развитию и фактического опыта взаимодействия с окружающей средой. В кросс-культурной психологии развития подобные взаимодействия изучают в результате соединения различий условий в ранний период жизни с различиями характерных паттернов поведения в более поздний период жизни10′. Этот тип осмысления представлен в исследовании Бельски, Стайнберга и Дрейпера102, где факторы окружения ребенка в детстве связываются с последующим половым и репродуктивным поведением. Они противопоставляют семьи с ограниченными средствами, паттернами небезопасной привязанности и стрессами, семьям, в которых наличествует тепло и уют. В семье первого типа проявляется тенденция достижения девочками половой зрелости в более раннем возрасте и более раннего начала половой жизни девочками и мальчиками. В последующей жизни этот паттерн поведения продолжает действовать и ведет к менее стабильным союзам пар (уровень разводов выше) и к меньшей родительской заботе, созда-
100 Исследование, подобное проведенному Байяр-
жоном (1995, 1998), подразумевает большую после
довательность развития, чем полагал Пиаже. В то
же время, эксперимантальные исследования также
стали предоставлять весьма непосредственные до
казательства проявления внезапных изменений пат
тернов развития, которые присущи этапам. Тем не
менее, эти внезапные изменения характерны скорее
для специфических моделей поведения, чем для
обширных областей (наподобие этапов Пиаже) (на
пример, Thelen, 1995; Wimmers, Savelsbergh, Van der
Kamp & Hartelman, 1998; Wimmers, Savelsbergh, Beek
& Hopkins, 1998).
101 См. Keller, 1997.
102 Cm. Belsky, Steinberg & Draper, 1991.
Вая небезопасное социальное окружение для детей последующего поколения. Подтверждение этих результатов мы находим и в других исследованиях103. Это утверждение исчерпывающее, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, межпоколенческие паттерны, как предполагал Бельски, уже наблюдались ранее, но их приписывали факторам социальной среды, которые влияют на различные поколения. Объясняя подобные паттерны, Льюис104 говорил о «культуре бедности». Во-вторых, данные, полученные Бельски и другими, подразумевают, что социальные факторы влияют на такие биологические процессы, как половое созревание и начало менструации. Однако, хотя ранее такие влияния считались несовместимыми с биологическими законами, сейчас признано, что социальные условия действительно могут влиять на процессы физического развития105. Возможно, потребуются десятилетия исследований для того, чтобы валидность этих эволюционных подходов взаимодействия оценили должным образом. В то же время понятно, что систематические изменения, обусловленные различиями культурных условий, являются важной темой для исследования в этом направлении. Это может продвинуть некоторые наиболее фундаментальные проблемы онтогенетического развития106.