На протяжении длительного периода времени предметом изучения социальной психологии был тот предел, до которого людям свойственно придерживаться превалирующих групповых норм. Как
14 См. McNett, 1970.
‘5 См. Lomax & Berkowitz, 1972; Boldt, 1978.
Мы убедились, во всех обществах проявляется общее ожидание того, что его члены приспособятся к общественным нормам. Поэтому весьма вероятно, что социальная сплоченность без некоторой степени Конформизма Была бы столь ничтожной, что группа не смогла бы продолжать функционировать как целое (одно из предварительных функциональных условий См. в дополнении 3.1.). Однако, как показало обсуждение культурной трансмиссии (гл. 2), в разных культурах варьирует степень того, насколько людей воспитывают и обучают быть независимыми и уверенными в своих силах (в противоположность надежде на поддержку группы). Таким образом, можно ожидать действия паттерна совместного варьирования того положения, которое занимает общество на шкале социализации Уступчивость —самоутверждение, И типичного уровня индивидуального конформизма по отношению к групповым нормам.
Как мы видим, существуют некие экологические, демографические и социальные переменные, которые обычно изменяются совместно с параметром УсТупчивость—самоутверждение При социализации и могут дальше поощрять конформизм. Размер группы и степень социальной стратификации «давят» на индивида больше в том случае, когда группа велика и сильно стратифицирована. Таким образом, можно определить набор влияний, который свидетельствуют о том, что степень конформизма отличается от культуры к культуре. Так, высокий индивидуальный конформизм проявляется в обществах, которые больше внимания обращают на воспитание уступчивости (высоко стратифицированные общества с большой плотностью населения), и более низкий — в обществах,
Которые делают акцент на воспитании самоутверждения (нестратифицирован-ные общества с малой плотностью населения). Имеются некоторые доказательства, подтверждающие эти положения.
Ученые, которые изучают конформизм, обычно исследуют стремление людей поддаваться влиянию того, что, как они полагают, является мнением группы, даже тогда, когда эти мнения вступают в конфликт с данными их собственного восприятия. Этот феномен впервые продемонстрировал в своих исследованиях Аш16, который предложил участникам эксперимента оценить длину отрезков, после чего они должны были указать, какой из трех отрезков разной длины имеет такую же длину, как и стандартный отрезок. Выполняя задание, треть участников подгоняли свои ответы под единодушные, но явно неверные суждения о длине отрезков, отличающихся примерно на одну треть. Подобные неправильные суждения высказывали помощники экспериментатора, которые получили инструкцию умышленно давать неверные ответы. С этого времени было проведено много исследований с использованием методики Аша, главным образом, со студентами университетов западных стран, которые как повторяли, так и расширяли эти данные.
Методику Аша применяли также в кросс-культурных исследованиях, анализ которых сделали Бонд и Смит (1996). Они пытались найти способы доказательства существования конфор-мизма во всех культурах, а также ответить на вопрос: можно ли некоторые особенности культур связывать с изменениями степени конформизма. Сначала они провели различие между исследованиями об-
16 CM. Asch, 1956.
Ществ, основанных на добыче пропитания, и индустриальными обществами. К первой группе относятся исследования, которые выполнил Берри (1967, 1979). Он предполагал, что конформизм можно обнаружить во всех культурах, но он будет отличаться в зависимости от экологических и культурных факторов. В частности, он прогнозировал, что люди, которые занимаются охотой, со свободными формами социальной организации (низким общественным конформизмом) и социализацией, направленной на самоутверждение, проявят более низкие уровни конформизма, чем люди в сельскохозяйственных обществах с более жесткой социальной организацией и социализацией, направленной на уступчивость. Он исследовал эти взаимосвязи на семнадцати выборках в десяти различных культурах. Для кросс-культурного исследования было разработано задание типа «ашевского» (независимость против конформизма), в котором норма сообщества объявлялась участникам местными помощниками исследователя17. Средние оценки для каждого из этих семнадцати экспериментов потом были соотнесены с экокультурным индексом выборки (от параметра «охота—свободный—самоутверждение» до параметра «земледелие—стесненный—уступчивость»), что в результате дало значение коэффициента корреляции +0,70 для семнадцати выборок и +0,51 для 780 участников исследования.
Это исследование довольно убедительно показывает, что в «свободных» обществах, где ребенка обучают самоутверждению, выполнение задания Аша
17 В этих исследованиях невозможно было иметь «групповую норму», разработанную и распространяемую помощниками исследователя (как было сделано Ашем, 1956). Среди деревенских жителей такие обманы стали бы известны, и эффект был бы снижен.
Будет относительно независимым, тогда как обучение уступчивости в «стесненных» обществах ассоциируется с большей степенью конформизма. Как прогнозировал Барри (1959), практики социализации в сельскохозяйственных обществах, основанных на добыче пропитания, соотносятся с поведением взрослых. Поэтому существует понятная теоретическая и эмпирическая связь между тем, как общество социализирует своих детей по параметру «самоутверждение-уступчивость», и типичной оценкой, полученной в выборке из этого общества при выполнении задания на конформизм.
Во второй, самой большой группе исследований, Бонд и Смит (1996) рассматривали результаты исследования конформизма в индустриальных обществах. В свою очередь, они обнаружили, что конформизм присутствовал во всех исследованиях, но уровень конформизма варьировал в зависимости от культуры, и обычно непосредственно зависел от стесненности, как это наблюдалось в сельскохозяйственных обществах, основанных на добыче пропитания. Однако, вместо того чтобы связать конформизм с экологией, социальной структурой и социализацией (измерялась на уровне культурной группы), они стремились соотнести вариации конформизма с набором ценностей, полученных в предыдущих кросс-культурных исследованиях индивидов, чьи оценки суммировались, чтобы дать общую оценку по стране. Так как проблема ценностей более подробно будет рассмотрена в следующем разделе, сейчас их можно интерпретировать просто как желательные способы жизни, которые обычно поддерживает группа людей. Бонд и Смит (1996) обнаружили, что конформизм был
Выше в тех обществах, которые ценят консерватизм, коллективизм и отдают предпочтение назначаемому социальному статусу, в то время как ниже он был в обществах, которые ценят независимость, индивидуализм и самостоятельное обретение статуса. В этих исследованиях были сопоставлены две психологические переменные (конформизм и ценности), тогда как в более ранних работах с конформизмом соотносили ряд экокультурных переменных. Возможно, что и конформизм, и эти коллективные ценности связаны, так как помещены в более широкий экокультур-ный контекст, который благоприятствует их проявлению как последовательной и функциональной реакции на жизнь в стесненных обществах18.