Изучение социетальных ценностей как характеристик популяций имеет продолжительную историю в социологии и антропологии’9. Анализ индивидуальных ценностей имеет подобную продолжительную историю в психологии20. Кросс-культурное изучение как социальных, так и индивидуальных ценностей возникло сравнительно недавно21.
При исследовании как социетальных, так и индивидуальных ценностей под Ценностями Понимали конструкты, которые поддерживаются коллективно на уровне общества или индивидуально на уровне человека. В более раннем определении термин «ценности» означал поддерживаемую отдельным человеком или коллективно членами группы концепцию, что является желательным и влияет на
18 См. Berry, 1994.
19 См., например, Kluckhohn & Strodtbeck, 1961.
20 См., например, Allport, Vernon & Lindzey, I960.
21 См., например, Feather, 1975; Hofstede, 1980;
Smith & Schwartz, 1997.
Выбор как средств, так и целей действий среди имеющихся в распоряжении альтернатив22. Это сложное определение упростил Хофштеде: ценности — это «общераспространенная тенденция предпочитать одно положение дел другому»23. По сути, ценности считают более общими, чем позиции, но менее общими, чем идеологии, такие, как политические системы. Предположительно, они являются относительно стабильными чертами индивидов и обществ, и, следовательно, соответствуют чертам личности и культурным характеристикам.
В антропологии и социологии ценности рассматривали как один из аспектов культуры и общества. Они были включены в определения культуры и часто присутствовали в описаниях, основанных на наблюдениях отдельных обществ и культур в естественных условиях. Но вскоре такие единичные культурные исследования уступили место сравнительным обзорным, наиболее известным из которых является исследование Ф. Клукхон и Штродтбека24, которое основанно на классификации ценностей, ранее предложенной К. Клукхон (1951; см. дополнение 3.2.).
Возможно, наиболее известным и широко используемым подходом к изучению ценностей в психологии является подход Рокича25. Принимая за основу отличительные признаки ценностей, которые выделил Клукхон (1951), Рокич предложил два вида ценностей: терминальные, которые были определены как идеализированные целевые состояния существования, и инструментальные ценности, которые были определены, как идеализированные способы поведения,
22 См. Kluckhohn, 1951, с. 395.
23 См. Hofstede, 1980, с. 19.
24 См. F. Kluckhohn & Strodtbeck, 1961.
25 См. Rokeach, 1973.
Используемые для достижения целевых состояний. Рокич выделил восемнадцать ценностей каждого вида, а его методика («Исследования ценностей по Рокичу») предлагает респондентам расположить по порядку ценности внутри каждого вида. В список терминальных ценностей вошли: «равенство», «свобода», «счастье», «спасение» и «самоуважение». К инструментальным ценностям он отнес такие типы поведения, как быть «храбрым», «честным», «вежливым» и «ответственным».
Недавние работы Шварца и Билски26, Шварца и Саджива27 дополнили теорию Рокича. В обширном исследовательском проекте выборки студентов и выборки преподавателей в каждом из пятидесяти четырех обществ должны были оценить пятьдесят шесть формулировок ценностей по 7-балльной шкале. Значительные усилия были затрачены на перевод этих формулировок. Более того, местные термины на других языках иногда включались в шкалу, но это не приводило к открытию новых ценностей, которых не было в первоначальной (западной) шкале. На основе этих данных было выделено десять индивидуальных типов ценностей. Они показаны на рис. 3.1. По мнению Шварца, эти десять типов лучше всего можно представить с помощью двух измерений и изобразить в форме круга. Валидность этой конфигурации была подтверждена независимым анализом комплекса данных Шварца28.
Велись серьезные дебаты о том, можно ли выделить более фундаментальные параметры, которые лежат в основании десяти типов ценностей (как эти измерения расположены на рис. 3.1.). Шварц
26 См. Schwartz & Bilsky.
27 См., например Schwartz, 1994; Schwartz & Bilsky,
1990; Schwartz & Sagiv, 1995.
2» Cm. Fontaine, 1999.
И Саджив (1995) предположили, что есть два измерения, которые организуют десять типов ценностей в группы, расположенные на каждом из концов обоих этих параметров, к ним относятся: самоутверждение (сила, достижение, гедонизм) в противоположность самоуважению (универсализм, благожелательность); консерватизм (конформизм, безопасность, традиции) в противоположность открытости к изменениям (управление собой, поощрение). Шварц полагает, что эти два параметра (и десять ценностей) служат для представления универсальных аспектов человеческого существования, которые основаны на главных индивидуальных потребностях (биологических, межличностных, социокультурных).
Как уже отмечалось при обсуждении конформизма, индивидуальные результаты могут быть обобщены в пределах группы (культуры или страны), чтобы привести к результату, который будет считаться характерным для группы. (Эта процедура находит свое методологическое и теоретическое подтверждение, см. гл. 11 и 12.) Шварц (1994) суммировал их и получил семь уровней ценностей для страны: консерватизм, эмоциональная автономность, интеллектуальная автономность, иерархичность, эгалитарные обязательства, господство и гармония. Далее он проанализировал эти семь культурных уровней ценностей и составил группы на каждом конце трех биполярных измерений: «консерватизм против автономности»; «иерархия против эгалитаризма» и «господство против гармонии». (Обратите внимание, что обе формы автономности в списке семи ценностей соединены в одной группе, называемой теперь просто «автономность»). Каждый из этих трех параметров соотносится с тремя базовыми заботами