EPQ был построен на теории о важных измерениях личности, обоснованных в более ранних работах о темпераменте’0.
* См., например, Eysenck & Eysenck, 1983, с. 43. 10 См., например, Eysenck, 1967.
Фактически, Айзенк, подобно некоторым другим европейским социальным психологам, не делал различий между темпераментом и основными измерениями личности. Понятие Темперамента В большей мере, чем понятие характерных черт личности, относится к биологическому основанию межличностных различий. Например, на основе наблюдений за индивидуальными различиями условных рефлексов у собак, Павлов определил свойства центральной нервной системы, которые в ответ на раздражители регулируют возникновение реакций возбуждения и торможения. Предметом обширного исследования являлось, в основном, свойство «сила возбуждения нервной системы», или «возбудимость»11. Сильная нервная система подразумевает высокую толерантность к значительным и повторяющимся раздражителям в сочетании с высокими абсолютными сенсорными порогами. Напротив, слабая нервная система характеризуется высокой чувствительностью к слабым раздражителям, обнаруживает низкие сенсорные пороги и относительно быстрые реакции.
Некоторые мелкомасштабные исследования темперамента у младенцев показали, что восточно-азиатские (японские и китайские) младенцы менее возбудимы и легче успокаиваются, когда они расстроены, чем американские младенцы европейского происхождения. В одном из исследований Льюис, Рамсей и Кава-ками12 наблюдали реакции японских и американских младенцев на прививку. В среднем, американские младенцы показывали более интенсивную реакцию плачем и другими признаками дискомфорта. Однако замеры уровня кортизо-ла (гормона, который больше вырабаты-
" См. Gray, 1964, 1981.
12 См. Lewis, Ramsay & Kawakami, 1993.
Вается в состоянии стресса) показывали более интенсивную реакцию среди японских младенцев. Интерпретация этой обращенной направленности паттерна между явным поведением и биохимическими реакциями неясна, но несоответствие может служить предупреждением о том, что выводы о темпераменте как врожденной характеристике, которые сделаны на основе кросс-культурных различий паттернов социального поведения, неоднозначны даже для младенцев.
Был проведен ряд кросс-культурных исследований взрослых людей с использованием данных исследования темперамента, проведенного Павловым (ПИТ). При провдении исследований он руководствовался представлением, что измерения темперамента должны быть универсальными для разных культурах, несмотря на культурно-обусловленные типы поведения, в которых эти измерения могут проявляться13. Это означает, что повсюду должны обнаруживаться одинаковые измерения темперамента. ПИТ оценивает три измерения: силу возбуждения, силу торможения и подвижность, которые были выделены в трудах Павлова и его последователей. Каждое измерение, как предполагается, состоит из множества компонентов, которые также считают универсальными. Чтобы представлять область полностью, для каждого компонента были выбраны различные вопросы. Важной особенностью ПИТ является то, что оно позволяет создать культурно-специфичные анкеты благодаря выбору вопросов из этой общей совокупности. Среди данных, полученных в пятнадцати странах, три параметра, которые, как представлялось, были аналогичными, были найдены во всех странах, лишь при частично совпадающих наборах вопросов. Различия вы-13 См. Strelau, Angleitner & Newberry, 1999.
Борок по средним оценкам были невелики по одной шкале (сила возбуждения), но более выразительны для двух других шкал. Стрелау’4 предполагает, что эти различия «могли быть результатом различий культурного фона, которые представлены в этих пятнадцати выборках, но также могли быть недостатками методологии, например, в отношении репрезентативности выборок».
Эта гипотеза может спровоцировать вопрос: ожидается ли повсюду только одинаковая конфигурация измерений черт, и должны ли эти черты также одинаково распределяться во всех культурных популяциях (считая различие средних оценок предметом культурного искажения). В другой своей работе Стрелау (1998) исключил последнюю альтернативу, доказав, что большинство исследователей следуют гипотезе, что особенности темперамента выполняют адаптивные функции и, в зависимости от взаимодействия с окружающей средой, приводят к различным результатам развития. Однако теории, основанные на предположении о существовании определенных различий в паттернах взаимодействия темперамента и культурного контекста, не были сформулированы в исследованиях темперамента.
Кроме того, если воспринимать всерьез биологическую основу темперамента, не сразу становится очевидным, почему должны существовать кросс-культурные различия в распределении уровней темперамента. Поскольку культурные контексты вообще позволяют осуществляться безудержному онтогенетическому развитию и не могут вносить изменения во врожденные характеристики, целесообразно было бы ожидать равных средних оценок по шкалам темперамента в
14 См. Strelau, 1999, с. 32.
Пределах культур. Измеренные различия были бы тогда действительно вызваны искажением. Следуя по этой линии аргументации, Пуртинга (1993) занялся прямым поиском равных уровней оценок основных измерений личности, связанных с силой возбуждения нервной системы, на которые минимально воздействовали бы тенденции в культуре. Были собраны данные, главным образом, в форме регистрации психофизиологических показателей во время выполнения простых слуховых и моторных заданий, в таких далеких друг от друга выборках, как индийские студенты, неграмотные члены «племенного» сообщества в Индии, голландские студенты и голландские призывники в армию. Переменные включали реакции кожной проводимости при наложении простых тонов (выражаясь технически, адаптацию ориентационного рефлекса или исследовательского рефлекса), различия потенциалов ЭЭГ, вызванные громкими и тихими тонами, и различия времени реакции на громкие и тихие раздражители. Для большинства средних оценок силы нервной системы не наблюдалось никаких культурных различий. Поэтому был сделан вывод, что с устранением ситуации и определенных задачей источников изменчивости, кросс-культурная однородность распределения оценок по основным измерениям личности становится более очевидной.