ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

Как и подход общего интеллекта, теоретический вклад Жана Пиаже, известный как Генетическая Эпистемология, Устанавливает согласованность когнитивных действий при постановке различных заданий индивиду. Однако в отличие от большей части работ по общему интеллектуальному развитию, он предложил четыре последовательные стадии (каждая со своей собственной фундаментальной когнитивной структурой), которые проявляются одна за другой — по мере развития ребенка46. Первая из этих способностей (сенсомоторная) уже упоминалась в гл. 2, где подробно анализировалось кросс-культурное доказательство этой теории Сигаллом (1999).

46 См. Piaget, 1972.

Поэтому в этой главе мы ограничимся кратким резюме базовых идейи анализом более поздних выводов в рамках этого подхода (его называют «неопиа-жетистским»).

Считается, что ребенок в ходе онтогенетического развития проходит четыре стадии в фиксированной последовательности: сенсомоторную, пред-операциональную, конкретно-операциональную и формально-операциональную. На каждой стадии появляется «когнитивная структура», которая включает в себя предыдущие структуры. Два процесса, благодаря которым эти изменения происходят, — это «ассимиляция» (включение новых внешних элементов) и «аккомодация» (адаптация внутренних структур к внешним новым условиям).

На сенсомоторной стадии (до двухлетнего возраста) ребенок взаимодействует с действительностью, в основном, за счет сенсорной и моторной деятельности. На конкретно-операциональной стадии, которая начинается в западных промышленных поселениях в возрасте около ше-сти-семи лет и продолжается до половой зрелости, ребенок способен выполнять хорошо известные «консервативные» задания, что подразумевает «обратимость» мышления. Между этими двумя стадиями (от двух до шести лет) находится предоперациональная стадия, на протяжении которой ребенок начинает формировать свой мир представлений. С наступлением формально-операциональной стадии (после полового созревания) появляются способности к гипотетико-дедуктивному рассуждению и научному мышлению. Несмотря на то, что выполняемые различные задания на любой стадии рассматриваются как связанные одно с другим, существует некоторая последовательность действий во

Времени, называемая Пиаже «горизонтальным копированием». В отношении этих действий существует убеждение, что сохраняется скорее количество, а не вес, и скорее — вес, а не объем.

Пиаже (1966/1974, 1972) предлагал четыре категории факторов, которые предшествуют когнитивному развитию. Во-первых, в основе созревания нервной системы лежат биологические факторы и, согласно Пиаже, они не связаны с социальными и культурными. Во-вторых, существуют факторы равновесия, включая саморегуляцию, которые развиваются, когда биологический организм взаимодействует со своим физическим окружением. Для Пиаже этот фактор также, вероятно, не связан с социальным окружением. В-третьих, социальные факторы являются подобными для всех обществ (ср. «функциональные предпосылки общества» Эйберли, которые обсуждались в гл. 3). Поскольку они включают социальное окружение, для Пиаже они, вероятнее всего, не являются кросс-культурными переменными. В-четвертых, существуют факторы культурной трансмиссии, включая образование, обычаи и институты, которые сильно различаются в разных культурах.

Кросс-культурная инициатива в исследованиях Пиаже была богатой и противоречивой; она также неоднократно пересматривалась47. Нас интересуют здесь, главным образом, эпистемологические сдвиги, которые встречаются в его кросс-культурной психологии. В частности, следует указать на некоторые преимущества, которыми обладают так называемые «неопиажетистские» теории, по сравнению с более ортодоксальными версиями теории Пиаже. Эти теории учитывают культурное разнообразие.

47 См., например Dasen, 1972; Dasen & Heron, 1981; Segall, 1999.

Несмотря на то, что психология Пиаже ссылается на единственную теорию и очень часто — на группу более или менее стандартизированных заданий, она развилась от однородного (гомогенного) до разнородного (гетерогенного) исследовательского предприятия. «Ортодоксальная» традиция обычно следовала абсолютистской ориентации, которая принимала последовательность стадий и определение конечного состояния развития везде одинаковыми и уделяла мало внимания культурной валидности оценки контекстов. Сам Пиаже постулировал инвариантность стадий (1966/1974), хотя он на словах признавал необходимость эмпирических кросс-культурных тестов. По его мнению, любое человеческое окружение обеспечивает стимуляцию, необходимую человеку, чтобы двигаться от одной стадии к другой. В своей теории Пиаже обычно не делает никаких попыток учесть социальные или культурные различия, а исследует «эпистеми-ческого» испытуемого, у которого мало общего с «реальным» ребенком. Сами стадии определяются унитарными структурами, которые приводят к ожидаемым перекрывающимся «уровням развития», в отличие от «общего интеллекта».

Такой абсолютистский подход Пиаже часто критиковали, в частности, из-за того, что интерпретация культурных различий, исходя из стандартной последовательности развития, может легко привести к оценочным суждениям — с точки зрения «отставания» или «нехватки» — по сравнению с этноцентристскими западными нормами для среднего класса48. Однако Дасен, Берри и Уиткин49 доказали, что необязательно связывать последовательности развития с ценностными суждениями, если экокультурная струк-

48 См. Cole & Scribner, 1977.

49 См. Dasen, Berry & Witkin, 1979.

Тура используется как направляющая парадигма, так как каждый адаптивный контекст устанавливает свои стандарты развития.

Кросс-культурное исследование, используя экокультурную парадигму, позволило ученым прийти к выводу, что экологические и культурные факторы не влияют на последовательность стадий, но воздействуют на ту скорость, с которой они достигаются. Они предположили появление культурных различий на уровне выполнения (на поверхности) для концепций, которые оцениваются с учетом культуры (необходимых для адаптации в конкретном экокультурном окружении), а также на уровне компетентности (в глубине) для концепций, которые не оцениваются. Исследование, которое использовало методы тренинга50 показало, что асимптота кривых развития (кажущееся их выравнивание при достижении некоторых конкретно-операциональных понятий) является обычно феноменом результата выполнения заданий, который исчезает во многих случаях после повторного тестирования и после нескольких занятий по тренингу. Иными словами, если использовать задания Пиаже, цепочку выводов от выполнения теста до определения компетентности столь же трудно установить, как и с помощью других тестов.

Связь между экокультурными контекстами и результатами развития (выполнение тестов) устанавливается благодаря использованию концепций практик ин-культурации и социализации в период младенчества и детства. Дасен (1984) уделил определенное внимание нише развития конкретного операционального мышления. Взаимосвязь между операциональным развитием и локально важны-

50 См., например, Dasen, Ngini & Lavallee, 1979.

Ми способностями исследовалась среди Бауле В Кот д’Ивуар — с точки зрения родительской этнотеории интеллекта51. Он использовал наблюдения поведения, чтобы документально подтвердить подходящие контексты научения. Другой работой в рамках этой парадигмы является исследование Сакса52 по развитию понятий счета и измерения у Оксапмин (Oksapmin) в Папуа-Новой Гвинее, которое объединяет теорию Пиаже с местной системой исчисления и практикой счета, которая использует части тела (см. гл. 9 относительно подробностей подобной системы). Изредка исследователи отстаивали крайний культурно релятивистский подход для кросс-культурного исследования, согласно теории Пиаже, но отсутствовали эмпирические исследования, в которых применялся бы этот подход. Более того, в то время как культурная вали-дизация, очевидно, необходима, тотальная релятивистская стратегия мешает поиску общности (ср. гл. 2). Когнитивное развитие, согласно существующим данным, является ни в точности одинаковым, ни тотально культурно специфичным.

К концу 1970-х гг. произошло возрождение структуралистских подходов, которые пытались соединить структурный и контекстуальный аспекты. В рамках новых моделей исследователи искали структурные инварианты, которые учитывают изменения, связанные с развитием, или общности в различных ситуациях, хотя они и настаивали на необходимости учета ситуативных переменных. Эти, так называемые, неопиажетистские теории, разрабатывались многими авторами, включая Кейса53.

51 См. Dasen, 1985 & Dasen, 1988.

52 См. Saxe, 1981; Saxe & Moylan, 1982.

,0 См. Case, 1985, 1992; Case & Griffin, 1990), Demet-riou, Shayer& Efklides, 1992; Demetriou & Efklides, 1994), Fischer (например, Fischer, Knight & Van Parys, 1993) и Pascual-Leone, 1980, 1984.

Неопиажетистские модели объединяют качественно-структуралистскую схему Пиаже (существование качественно различающихся стадий) с функциональными подходами. Они основаны на описании развития по Пиаже, усовершенствуя его (описывая больше стадий и подстадий), но большинство из них отвергают применение общих логических структур, которые одобрял Пиаже. Некоторые теории внесли определенный вклад относительно подходов к обработке информации, такие, как концепции анализа задания и объема внимания (или рабочей памяти). Последняя концепция играет важную роль в большинстве неопиажетистских теорий и соответствует количественным аспектам индивидуального развития. Объем внимания относится к числу единиц информации, которые испытуемый может обрабатывать одновременно. Кейс (1985) считает, что этот количественный механизм сосуществует с качественными изменениями, тогда как Паскаль-Леон54 рассматривал «М-энергию» (хронологическое приращение числа элементов, которые могут объединяться в единое целое) как достаточное обоснование для объяснения качественных изменений. Дасен и де Рибопьер55 исследовали эти неопиажетистские теории, с точки зрения их способности учитывать культурные и индивидуальные различия, и нашли, что потенциально они более адекватны, чем первоначальная теория Пиаже. Они подытожили их преимущества по следующим шести пунктам:

1. Структурные инварианты, которые определены, не зависят от западной логики.

2. Модели можно применять для различных областей, в особенности, для куль —

54 См. Pascual-Leone, 1980.

55 См. Dasen & de Ribaupierre, 1987, с. 826.

Турно-обусловленных, которые включают социальное познание, моральное развитие и эмоции.

3. Следовательно, можно изобрести новые, культурно соответствующие задания, тили наблюдать спонтанное поведение естественных условиях.

4. Модели соединяют структурные и функциональные аспекты и представляют более четкое различие глубинных и поверхностных феноменов.

5. Существует конвергенция между со-
циоисторической школой (см. гл. 2) и
генетической эпистемологией: соци
альные факторы подтверждаются в
процессе перехода от стадии к стадии.

6. Они учитывают специфику областей

Дасен и де Рибопьер (1987, с. 827) также отметили, что

Ни одна из неопиажетистских моделей еще не прошла через полное копирование в незападной культуре… Кросс-культурная психология в своей «теоретико-тестирующей» роли должна внести важный вклад, однако она регулярно отстает от основной «лабораторной» психологии на несколько лет. Для неопиажетистских теорий это отставание, возможно, увеличилось за счет непонятного языка и технических особенностей моделей и трудности выбора между ними.

К сожалению, то же самое можно повторить и сегодня. Даже менее масштабные кросс-культурные проекты, основанные на неопиажетистских теориях, немногочисленны и редки56. Определенно, это область, которая обладает большими потенциальными возможностями для будущих кросс-культурных исследований.

См., однако, Fiati, 1992.


Updated: 20.08.2013 — 00:45