Эволюционное осмысление этологии и социобиологии лежит в основе эволюционной психологии. На одно знаковое исследование, проведенное Бассом44 по поводу предпочтительных характеристик мужчин в тридцати семи странах, мы уже ссылались в гл. 3. Здесь можно отметить, что Басе искал и нашел различия предпочтений молодых мужчин и женщин относительно разных стратегий воспроизводства, как это описывалось выше. Результаты показали, что и мужчины и женщины высоко ценят обоюдное влечение и любовь, надежный характер и понимающего и умного партнера. Однако молодые женщины в его исследовании выражали несколько больший интерес к хорошим финансовым перспективам и способностям зарабатывать деньги (к партнерам, склонным хорошо заботиться о них и об их потомстве), тогда как молодые мужчины дали относительно более высокие оценки красивой внешности и физической привлекательности (по-видимому, хороший внешний вид отражает здоровье и способность вынашивать детей). Другое направление исследования — изучение различий между мужчинами и женщинами по предпочитаемому возрасту партнера и изменений этого предпочтения на протяжении жизни45. Большое количест-
44 См. Buss, 1989; Buss et al., 1990.
45 См. Kenrick & Keefe, 1992.
Во источников (как, например, брачные объявления и архивы) в разнообразных обществах демонстрируют сходные паттерны. В юности мужчины стремятся быть несколько моложе женщин в партнерских отношениях, но это возрастное различие вскоре изменяется в обратную сторону. С возрастом женщины стремятся выходить замуж за мужчин, которые старше их самих. Очевидное эволюционное объяснение заключается в том, что мужчины, которые продолжают быть способными к воспроизводству потомства намного дольше женщин, имеют филогенетически выработанную стратегию предпочитать партнерш, которые могут иметь детей.
Основным предположением в эволюционной психологии является то, что все психологические функции человека от этноцентризма и до эстетики следует понимать с точки зрения пригодности к воспроизводству46. Согласно Туби и Космидесу (1992), такие функции отражают направляющие характерные черты человеческого разума, которые были сформированы в результате эволюционных процессов. В процессе естественного отбора сохраняются те особенности, которые функциональны в противоположность дисфункциональным (менее успешным при воспроизводстве). Таким образом, отдельные успешные черты объединяются в процессе воспроизводства, и, благодаря этому, создается согласованный общий образ. Вероятно, существует большое количество сложных, развитых психологических механизмов, специфичных для данной области. Результаты, подобные тем, которые были получены Гарсией и Келлингом47, о чем упоминалось ранее,
46 См., например, Reynolds, Falger& Vine, 1987;
Dissanayake, 1992.
47 См. Garcia & Koeiiing, 1966.
Рассматриваются как доказательство подобной специфичности. Этим также объясняется то обстоятельство, что у людей можно обнаружить боязнь змей, высоты или открытого пространства, что всегда было частью окружающей среды человека, но не боязнь электрических розеток, которые существуют на протяжении всего лишь нескольких поколений людей.
Определение функций для этологии описал Тинберген48, который предложил четыре критерия для паттернов поведения как части адаптивного багажа вида: (1) его механизм или причина, (2) эволюционная история, (3) онтогенетическое развитие и (4) функция, которой он, предположительно, служит. Таким образом, при изучении результатов эволюционных исследований главный вопрос состоит в следующем: существует ли достаточное доказательство валидно-сти функциональных объяснений. Было выдвинуто возражение, что результаты, подобные тем, которые были получены Бассом и Кенриком (Kenrick), можно также пояснить, исходя из традиционных культурных паттернов, которые создают различия между мужчинами и женщинами49. Вопрос о том, как эти различия моделируются разными обществами, требует психологического и антропологического толкования. В то же время трудно определить, насколько уместны возражения Игли и Вуд, так как они обращаются к текущим практикам, тогда как эволюционные психологи стремятся ориентироваться на возможные психобиологические корни таких практик.
Понятие биологической данности функциональных сущностей, которые также называются модулями, тоже ставится под сомнение в эволюционных теориях,
48 См. Tinbergen, 1963. 48 См. Eagly & Wood, 1999.
Которые подчеркивают взаимодействие организма и окружающей среды. Согласно подобным теориям взаимодействия, стратегии воспроизводства могут видоизменяться за счет факторов окружающей среды организма. В гл. 2 мы упомянули утверждение Белски50, что непрочные паттерны привязанности в раннем детстве ведут к раннему наступлению половой зрелости и ранним половым отношениям. О подобных взаимосвязях между ранним опытом детства и наступлением половой зрелости сообщалось и в других исследованиях5′. В интеракционистских подходах генетические механизмы представляют собой способности, которые могут быть вызваны к жизни и сформированы под воздействием определенных условий среды.
Различают три направления. Первое из них — это разновидность биомеханистического подхода, при котором особенности поведения человека (модули) объясняют как результат процесса филогенетической адаптации. Представителями такого подхода являются Туби, Космидес (1992) и Басе52. Второе направление имеет более интеракционистский характер: факторы окружающей среды приводят к специфическим результатам развития, которые обусловлены множеством пред-расположенностей. Третья позиция подчеркивает наличие менее ограниченных путей эволюции. Согласно этой позиции, которую сформулировали Гоулд и Лью-онтин (1979), существует более широкий простор для культурных адаптации. В то же время, из-за меньшего количества ограничений, для этой позиции трудно найти однозначное доказательство.
50 См. Belsky et al… 1991.
5< Ср. Keller, 1997.
52 См. Buss, 1995; Bussetal., 1998.