«Культура» и «поведение» являются довольно абстрактными и расплывчатыми понятиями, которые не поддаются научному анализу без предварительной детализации. Процесс детализации задан теоретическими и метатеоретическими ориентациями исследователей и становится очевидным в выбираемых методах и проблемах исследования. Как мы видели в-предыдущих главах, в кросс-культурной психологии не существует общепринятого подхода, однако есть общая сфера интереса, а именно отношения между культурой и индивидуальным поведением. Основные обсуждаемые проблемы можно проследить, обратившись к глубокой истории, как это показано Джаходой (1990а) и Джаходой и Круе-ром (1997). В этой главе мы рассмотрим основные точки зрения на связи между поведением и культурой в порядке их появления в кросс-культурной психологии, когда последняя стала признаваемым разделом науки в середине XX столетия.
В первом разделе, на основе гипотетических предпосылок поведения, мы снова обсудим два базовых различия в интерпретациях — между генетической и культурной трансмиссией (см. гл. 2, 9 и 10) и между различными уровнями умозаключений и обобщений (см. гл. 11). Во втором разделе мы свяжем три основные категории интерпретаций, которые разрабатывались в первом разделе, с тремя общими кросс-культурными психологическими подходами к проблеме изменчивости человека: абсолютизмом, релятивизмом и универсализмом. Третий раздел посвящен осмыслению связи между культурой и поведением и тем, как их по-разному используют кросс-культурные психологи разных школ. В заключительном разделе мы обсудим возможные способы преодоления раногласий между различными концепциями.
По нашему мнению, на протяжении последних пятидесяти лет были достигнуты
Большие успехи в понимании и объяснении культурного влияния на поведение. Однако, как всегда, потребуется критическая установка относительно валид-ности нашего теперешнего понимания. Чтобы стимулировать подобную установку, в дополнении 12.1. представлены некоторые наиболее распространенные объяснения различий поведения людей в разных культурах.