Культурная Психология Включает ряд подходов8. Возможно, основным теоретическим принципом этих подходов является то, что культура и поведение, по существу, неразделимы, и таким образом их нельзя изучать отдельно друг от друга. «Культурная психология занимается исследованием всего того, о чем члены различных сообществ думают (знают, хотят, чувствуют, ценят) и ДелаЮт, В силу того, что они являются обладателями, хранителями и активными продолжателями определенной культуры»9. Как было отмечено в гл. 9, сдвиг в культурной антропологии от рассмотрения культуры как Внешнего Контекста До «культуры в памяти людей»10 создал важный прецедент. Интерес исследования сосредоточивается в основном на субъективных аспектах, таких, как смысл поведения для самого деятеля (актора), в большей степени, чем на объективных аспектах поведения, которые наблюдали и оценивали эксперты. Три важных особенности культурных подходов включают преднамеренность (или целенаправленное действие), историчность поведения и изменение при развитии, а также системный характер репертуара поведения в культуре.
Шведер (1991, с. 97) утверждал, что
Духовная жизнь — это жизнь интенци-ональных людей, которые реагируют на свои собственные ментальные цели или представления и направляют свою
8 См. Miller, 1997b.
1998,0.867. |
9 См. Schwederet al.,
10 См. Geertz, 1973.
Деятельность на их достижение, они претерпевают изменения в результате участия в развивающемся интенцио-нальном мире, который является результатом ментальных представлений, его составляющих.
Таким образом, «культурная психология — это изучение интенциональных миров. Это исследование функционирования личности в определенных интенциональных мирах». Он считает, что реальность — это субъективный феномен. «Интенциональные предметы не обладают никакой» естественной «реальностью или идентичностью, отдельной от человеческого понимания и деятельности»11.
Историчность отражается в том принципе, что поведение, главным образом, зависит от контекста. Акцент делается на непрерывности и изменении поведения и представлении с течением времени, обычно в пределах отдельного общества. Например, в Социальном Конструкци—Онизме, Как школе постмодернизма в культурной психологии12, считают, что поведение основывается на социальном взаимодействии и общении (особенно на лингвистическом). Мир понимается как социальный артефакт, продукт исторически обусловленных взаимодействий между людьми. Предмет анализа — исследования риторики в аргументации или использование экспертизы социальных взаимоотношений13.
Согласованность культуры в психологическом смысле — основное предположение культурной психологии, разделяемой с большей частью культурной антропологии, где обычно говорят о «культуре как системе».
11 См. Schweder, 1990, с. 2, 3.
12 См. Gergen, 1994; Miller, 1997b.
" См. Billig, 1987; Parker & Shorter, 1990, ср. Peeters, 1996.
Элементы культуры могут быть не связаны в упорядоченный паттерн, но они находятся достаточно близко друг к другу. Гиртци решил, что осьминог — это наиболее подходящая метафора. Это может быть странно сформированный организм, но, тем не менее, это организм, и как таковой, он является полностью согласованным реальным организмом. В более ранней работе Рохнер15 дал определение культуре как символической системе значений со специфическим акцентом на научение, с «эквивалентными и комплементарно усвоенными значениями», которые передаются от одного поколения к следующему. Комплемен-тарность (взаимная дополняемость) подразумевает, что не обязательно каждый представитель культуры должен обла — Я дать всем, что образует часть символической смысловой системы значений. Однако, чтобы поддерживать систему, 1 должна присутствовать некоторая об — I Щность смысла. В гл. 9 мы увидели, что j антрополог Кребер выдвинул положе — ние о культуре как о Суперорганизми— \ Ческой Сущности. Ей было дано право | существовать по своим правилам, по — \ Тому что культура управляется своими j собственными законами и не зависит от j определенных личностей для продолже — j ния своего существования. В культурной j психологии культурная система находится в сознании людей. Она является не столько вопросом технологии, обычаев или поведения («явная культура»), но более или менее определяется, исходя. исключительно из представлений о ней и о ее смысле («неявная культура»). При таком подходе исследование отдельных психологических переменных, которые были изъяты из сложной структуры, счи-Тается Весьма СоМнительной практикой.
14 Ср. Schweder, 1984b.
15 См. Rohner, 1984.