Недоедание обычно встречается в экономически неблагополучных подгруппах, как в западных индустриальных обществах, так и в развивающихся странах73. Поэтому, когда сравнивают его связь с психологическим развитием, то на карту всегда ставят культурные вопросы. Эта область исследований должна преобладать, если принять во внимание методологические знания кросс-культурной психологии. В этой теме присутствуют как теоретические, так и прикладные интересы.
С теоретической точки зрения, цель Исследования НЕдоедания и психоло-
71 См. Chen, Rahman, Sardar, 1980.
72 См. Harkness, 1988, с. 245-247.
73 См. Pinstrup-Anderson, Petletier & Alderman, 1995.
Гического развития — лучшее понимание связей между биологическими и психологическими аспектами человеческого развития74. Теории этого феномена изменились коренным образом за очень короткий период времени: в начале 1970-х гг. преобладала гипотеза простого влияния пониженного потребления пищи на число клеток мозга, тогда как сейчас признается, что здесь мы имеем дело с очень сложной моделью множественных взаимосвязей. Основная прикладная цель такого исследования состоит в том, чтобы лучше понять причины недоедания (которые далеко выходят за пределы собственно недостатка пищи) и механизмы его влияния на психологическое развитие, иметь возможность предотвратить недоедание в целом или, по крайней мере, минимизировать его вредное влияние. Это имеет решающее значение для развивающихся стран, так как 46% детей, проживающих там, испытывают задержку роста (хроническое, длительное недоедание), с серьезным воздействием на физический и психологический рост (ЮНИСЕФ, 1996). Так как недоедание происходит в сложной экологической, экономической, социальной и культурной системе, решение редко бывает столь же простым, как обеспечение большим количеством продовольствия, даже притом, что это, вероятно, должно быть первой и наиболее срочной мерой75.
Для того чтобы хотя бы начать исследование недоедания и психологического функционирования, нужно приложить значительные усилия, связанные с определением и измерением статуса питания и недостатка энергии и протеинов (НЭП). Оценки клинических признаков заведомо ненадежны и применимы только для се-
74 CM. Aboud, 1998.
75 См. Barba, Guthrie & Guthrie, 1982.
Рьезного недоедания. Преимущественно косвенными, но практичными, являются антропометрические замеры роста. В очень упрощенном варианте: вес (по отношению к возрасту или росту) указывает на истощение или текущее недоедание, а рост (для возраста) указывает на задержки в росте или на влияние длительного (хронического) недоедания (Всемирная организация здравоохранения, 1995).
В многочисленных работах делались попытки оценить влияние недоедания на умственное развитие76. Хотя результаты значительно варьируют от исследования к исследованию, можно сказать, что дети, выздоравливая от тяжелой клинической НЭП (недоедание, требующее госпитализации, чтобы избежать смерти), особенно если это произошло в первые два года жизни и продолжалось несколько месяцев, проявляют заметную задержку в интеллектуальном развитии (в психометрических терминах порядка десяти баллов шкалы IQ). Эффект может быть длительным, если ребенок возвращается из больницы в те же самые неблагоприятные условия окружающей среды. Полное восстановление сил может произойти, если окружение способствовало интеллектуальному развитию. Задержки двигательного и когнитивного развития отрицательно влияют на учебу в школе, на способность максимально использовать возможности организма и социально функционировать в дальнейшей жизни.
Хроническое, среднее или умеренное недоедание также оказывает заметное влияние на развитие когнитивных способностей. Например, в одном западноафриканском исследовании77 было ус-
76 Обзоры См. у Gorman, 1995; Grantham-McGregor,
1995; Martorell, 1997; Pollitt, 1996; Wachs, 1995.
77 См. Dasen, 1978.
Тановлено, что развитие сенсомоторных способностей примерно на два месяца отстало у детей, умеренно недоедавших в возрасте девяти—тридцати месяцев, по сравнению с группой детей (соответствующего пола и возраста) с нормальным уровнем питания. Все дети, в конце концов, достигли последнего под-этапа сенсомоторного развития, и не было установлено никаких структурных различий когнитивных процессов, поэтому маловероятно, что такие незначительные отставания в развитии имеют какую-либо функциональную значимость.
В одном из обзоров78 были подведены итоги существующего состояния данных. Недоедание приводит как к плохому физическому росту, так и к задержке развития; это имеет причинно-следственную связь со смертностью в младенческом возрасте и раннем детстве. Вмешательство, которое призвано ограничить сферу действия недоедания, по-видимости, приведет к резкому уменьшению смертности. Во многих общинах с эндемическим недоеданием — ни способы кормления, ни выбор пищи для младенцев и детей младшего возраста из локальных доступных источников питания — не являются оптимальными. Хотя многие домашние хозяйства в условиях бедности потенциально обладают ресурсами, чтобы обеспечить адекватные типы диеты и использовать способ кормления, способствующий нормальному росту, тем не мениеу них есть недостаток знаний и навыков в отношении того, как это сделать. Кормление — это центральный аспект ухода в младенчестве и раннем детстве, и поэтому важно знать родительские эт-нотеории79.
См. Pelto, Dickin & Engle, 1999.
См. Engle, Ze’*lin, Medrano & Garcia, 1996.
В настоящий момент существует три возможных направления изучения влияния недоедания на развитие и последующее поведение. Первое, или биологическое направление, — это прямое влияние недостаточного питания на развитие центральной нервной системы (ЦНС) и ее функционирование80. Вплоть до начала 1970-х гг. этот механизм считался единственным или основным и у животных, и у людей; предполагалось, что при вмешательстве гарантирует оптимальное развитие, необходимо обеспечить продовольствием во время беременности и раннего периода жизни. Эта модель оказалась упрощенной или, по крайней мере, недостаточной. Второе направление предполагает, что недоедающие дети относительно пассивны и менее заинтересованы в исследовании своей окружающей среды. Таким образом, они испытывают стимуляцию более низкого уровня, чем это требуется для нормального развития. Такое пассивное поведение может перейти в стабильное и привычное, даже после того, как надлежащее питание становится доступным81. Третье направление — это функциональная изоляция82, которая происходит, когда недоедающие дети становятся раздражительными и менее заинтересованными. Все это приводит к ослаблению внимания и к уменьшению социального взаимодействия. Функциональная изоляция снижает возможности обучения и, таким образом, препятствует психологическому развитию83.
Эти три механизма не взаимоисключают друг друга и могут взаимодействовать, но в настоящее время считается, что
80 См. Bedi, 1987. I
81 См. Meeks-Gardner, Grantham-McGregor, Chang, |
Himes& Powell), 1995. *
62 См. Levitsky & Strupp, 1984. F
83 CM. Aboud&Alemu, 1995. %
Второе направление наиболее важно. В дополнение к обеспечению пищей, программы вмешательства предполагают большое внимание к социальным и поведенческим аспектам. Эмпирические данные из исследований влияния недоедания на эмоциональную и моти-вационную сферы свидетельствуют в пользу второго и третьего направлений. Например, Ьарретт84 сделал обзор восьми исследований, который показал, что недоедание приводило к ухудшению внимания, снижению социальной ответственности и вело к плохому контролю состояния, низкой толерантности фрустраций, низкому уровню активности и недостатку инициативы и самостоятельности. Это происходило даже при отсутствии измеряемого ухудшения когнитивных способностей.
Обнаруженный чрезвычайно важный факт ухудшения социальной ответственности, уровня активности, эмоциональной сферы, внимания и интереса к окружению, так как в дополнение к последствиям сниженной психической активности и обучения, недоедающий ребенок становится своего рода особым стимулом как для сверстников, так и для тех, кто заботится о нем. Последние склонны реже реагировать на недоедающих детей и с меньшим энтузиазмом, а ребенок, в свою очередь, все больше отдаляется от социального взаимодействия, и это порождает своего рода порочный круг85.
Общепризнан тот факт, что недоедание обычно является частью экологиче-ско-экономико-социокультурной системы, в дополнение к биологическому фактору питания (ниже оптимального уровня) включает другие неблагоприят-
" См. Barrett, 1984.
15 Galler, Ricciuti, Crawford & Kucharski, 1984.
Ные условия окружающей среды. Примерами могут служить плохие условия проживания и санитарии, постоянная подверженность инфекционным и паразитарным заболеваниям, отсутствие соответствующей заботы о здоровье, практики недостаточного кормления и ухода за ребенком. Исследования, которые базируются преимущественно на антропологических, социологических и эпидемиологических методах, определяют эти характеристики как факторы риска, сочетание которых, скорее всего, вызовет недоедание или увеличит его вредные последствия86.
Исходя из этого, синдром недоедания и бедности встречается среди макрофакторов окружающей среды, которые связаны с социальными и политическими системами (неравным распределением богатства, недостатком земельных владений, сельскохозяйственным курсом, который благоприятствует возделыванию в основном зерновых культур, и т. д.), и, более обобщенно, с несбалансированной мировой экономикой. Сочетание неблагоприятных макрофакторов окружающей среды обычно определенно указывает на высокий риск недоедания, но даже в тех же самых неблагоприятных условиях недоедание не встречается во всех семьях или у всех индивидов. Это свидетельствует о том, что другие факторы риска связаны как с семьей и домашней окружающей средой (например, большое количество детей в семье, отсутствие отца или его слабое участие в делах семьи, напряженность супружеских отношений, алкоголизм), так и с характерными чертами матери или опекуна (например, возраст матери меньше девятнадцати или больше тридцати пяти лет, нежелательная беременность, про-
86 Ricciuti & Dorman, 1983; Grantham-McGregor, 1984.
16 Кросс-культурная психология
Межуток между родами меньше двух лет, раннее отлучение от груди и кормление из бутылочки в неблагоприятных обстоятельствах, беспокойство, стресс, депрессия и апатия). Некоторые дети также более склонны к недоеданию, чем другие, из-за органических факторов или своей собственной медицинской истории (преждевременное рождение, низкий вес при рождении, послеродовые медицинские осложнения, инфекционные и паразитарные заболевания и т. д.). Важно рассматривать взаимодействие этих факторов риска, которые могут складываться или даже умножаться. Однако они могут компенсироваться положительными факторами, взаимодействие которых предотвращает случаи недоедания или облегчает его вредные последствия.
Дасен и Сьюпер (1988) считали, что из-за неоднородности распределения недоедания среди семей, которые проживают в схожих условиях с высоким риском, разумная стратегия — сконцентрировать будущие исследования на тех семьях, которые так или иначе смогли справиться с этими условиями, а не на тех, кто не смог этого сделать. Применение программ по предотвращению недоедания и вмешательства показывает, что схема, основанная на передаче культурно-знакомых и приемлемых механизмов копинга87 от одной группы популяции к другой в пределах одной и той же культурной группы, должна быть более эффективной и более рентабельной, чем программы, основанные на зарубежных моделях. Любая программа вмешательства должна принимать во внимание собственные силы населения, а в исследованиях необходимо уделять больше внимания факторам, которые могут благоприятст-
См. Marsella & Dash-Scheuer, 1988.
Вовать положительным отклонениям или восстановлению сил88.
Сейчас существует много убедительных доказательств долговременного эффекта программ вмешательства89. И чем раньше происходит вмешательстводем лучше. Даже программы, направленные на детей-дошкольников, оказывают положительное воздействие. Наиболее эффективные программы сочетают обеспечение питанием с обучением навыкам кормления, что, в свою очередь, предусматривает возможность обучать другим навыкам ухода за детьми, как, например, отзывчивости родителей для стимуляции двигательного и когнитивного развития90. Согласно точке зрения этих исследователей, важно и вмешательство, направленное на питание (улучшение пищи и практик кормления) и обеспечение развития детей (отзывчивость родителей). Можно было бы получить дополнительные преимущества, если соединить виды деятельности и объединить подобные виды вмешательства.