Эволюция кросс-культурной психологии: где мы были, где мы сейчас и куда мы намерены идти?

За последние несколько десятков лет кросс-культурная психология прошла инте­ресный и важный путь развития. Первые кросс-культурные исследования были связаны главным образом со сбором сведений о культурных различиях в ряде психо­логических процессов. Эта работа была, несомненно, очень важной и интересной, поскольку часто обнаруживала те аспекты, в которых психологические теории и модели, разработанные в рамках психологических исследований традиционного характера, проводимых главным образом в США, могли оказаться неприменимы­ми к представителям иных культур. Хотя первые кросс-культурные исследования часто воспринимались как нечто, доступное лишь посвященным, обладающим осо­быми познаниями в такой сфере, как культура, с годами выявление и сбор матери­ала о культурных различиях в различных психологических процессах начали иг­рать заметную роль в становлении кросс-культурной психологии как направления серьезных психологических исследований.

Однако в течение последних примерно десяти лет простой сбор материала о культурных различиях перестал удовлетворять специалистов по кросс-культурной психологии. Фактически, они подошли к признанию необходимости теоретического и эмпирического осмысления того, почему культура служит источником таких различий. На волне такого настроения все больше авторов выступали за замену слишком общего абстрактного понятия «культура» специальными, под­дающимися оценке психологическими переменными, которые могли быть гипоте­тическими причинами культурных различий. Такие переменные получили назва­ние переменных контекста, и современные исследователи часто учитывают их, планируя эксперименты и исследования и определяя степень влияния таких пере­менных на культурные различия в объектах изучения.

В то же время специалисты по кросс-культурной психологии стали более вос­приимчивыми к использованию психологических характеристик культуры для объяснения культурных различий. Эти характеристики — например, индивидуа­лизм или коллективизм — свидетельствуют о выходе кросс-культурной психоло­гии на новый уровень, переходе от простого сбора материала о различиях к созда­нию и апробированию теорий о культуре, которые могли бы объяснить причины этих различий. Такой трансформации кросс-культурной психологии способство­вали установление и принятие важных параметров культурной изменчивости, та­ких как параметры Хофстеде, Триандиса и др., а также разработка оценочных ме­тодик для некоторых из этих параметров.

Некоторые авторы (например, ван де Вивьер, глава 5 наст, изд.) рассматривают эволюцию, или трансформацию, кросс-культурной психологии с точки зрения эта­пов, или периодов, в ее развитии. Период времени, когда ученые просто собирали материал о различиях, определяется как первый этап в развитии кросс-культурной психологии. Об изменении теорий и методик в попытках объяснить культурные различия воздействием переменных контекста говорится как о втором этапе раз­вития кросс-культурной психологии. Мы находимся на этой второй стадии, по­скольку многочисленные кросс-культурные исследования занимаются поиском конкретных психологических переменных, которые являются причиной культур­ных различий.

Если два этих важных периода исследований в области кросс-культурной пси­хологии можно считать первыми двумя этапами ее развития, что же готовит нам третий этап? Третьим этапом в развитии кросс-культурной психологии, перспек­тивой, о которой я уже говорил и к которой стремятся все специалисты по кросс-культурной психологии, будет создание универсальных теорий психологических процессов. Да, основная цель кросс-культурной психологии на сегодняшний день — не создание «интересных» кросс-культурных моделей поведения, примени­мых к представителям «коренным образом отличающихся друг от друга» культур, и сосуществующих с другими моделями в рамках традиционной психологии. На­против, цель состоит в создании подлинно универсальных моделей психологиче­ских процессов и поведения человека, которые были бы применимы ко всем лю­дям, независимо от происхождения, и могли бы дополнить, а может, и заменить гос­подствующие сегодня теории и представления.

Следовательно, главная задача кросс-культурной психологии — оценка пан-культурной применимости психологических теорий для проверки основных тео­ретических принципов и гипотез и для основательного пересмотра господствую­щих теорий базовых психологических процессов. Необходимость такой оценки, проверки и пересмотра вызвана не только динамично изменяющимися демографи­ческими условиями США и других стран, не только постоянным изменением мира,

В котором мы живем, хотя все это, без сомнения, дает импульс исследованию куль­туры и увеличивает значение ее изучения. Эта необходимость определяется также нашим пониманием научной философии и лежащими на нас моральными обяза­тельствами; ведь мы знаем, как интенсивно каждодневное использование психо­логических знаний влияет на человеческую жизнь. Следовательно, если мы верны нашей сфере как науке, то должны поставить вопрос о логике этой науки, которую дает нам методика кросс-культурных исследований. И если мы стремимся к тому, чтобы наши открытия, теории и методы использовались в повседневной жизни: в психологическом консультировании, лечении, и организационной работе, тогда мы как научное общество должны отвечать достаточно высоким стандартам при­менимости наших открытий и обязаны соответствовать этим стандартам.

Поэтому мы с нетерпением ждем того дня, когда сможем представить теории, применимые к носителям любой культуры, теории, касающиеся морали, развития, личности, познания, эмоций, мотивации, социального поведения и других универ­сальных проблем (тем) психологии. И ожидая этого, мы отдаем себе отчет в мно­гочисленных недостатках теорий, основанных на монокультурных исследованиях или исследованиях, участники которых представляют ограниченное число куль­тур. Следовательно, необходимо в будущем исследовать эти проблемы, привлекая участников, представляющих широкий диапазон в корне отличающихся друг от друга культур; причем методы такого исследования должны учитывать культур­ный фактор и включать комплексные методы сбора и анализа данных. Трансфор­мация кросс-культурной психологии на третьем этапе ее развития — достижение перспективы, если хотите, — требует не только теорий, но и методик, кардинально отличающихся от нынешних.

Updated: 18.04.2013 — 07:10