Необходимо уделить более пристальное внимание пониманию процессов адапта-ции к культурным нормам, благодаря которым культура влияет на формирование Я и нравственности. Исследования показали, например, что дети воспринимают социальные нормы отчасти через реакцию агента социализации на различные типы повседневного поведения. В ряде исследований как в школах, так и в нерегламентированной игровой обстановке было выявлено, что в реакции на нравственные проступки первоочередное внимание обычно уделяется пагубным или несправедливым последствиям таких действий, тогда как реакция на нарушение норм,
Принятых в школе, или иных конвенциональных норм, как правило, опирается на правила или ожидания нормативного характера (L. Nucci, 1982; L. P. Nucci & Nucci, 1982; L. P. Nucci & Turiel, 1978; L. Nucci & Weber, 1995). Социолингвистические исследования также показывают, что нарушение различных социальных норм влечет за собой разные способы искупления вины, таким способом может быть, например, беседа, в ходе которой выявляются допущенные нравственные промахи и определяются соответствующие проступку общественные нормы (Much & Shweder, 1978).
Хотя было проведено несколько исследований такого рода в условиях культур незападного типа (например, Edward, 1987), потребность в них существует, так как первоочередное внимание уделялось до сих пор среднему классу европейско-американского населения. Предпринимая усилия в этом направлении, важно расширить круг вопросов, включая и те, которые носят культуро-специфичный характер, такие как центральные для культуры концепции уважения к родителям и дхармы. Существуют проблемы и в понимании усвоения культурных норм, связанных с иррациональными аспектами идей, ассоциируемых с культурой, и культурных практик. На весомость таких аспектов часто не влияет даже опровержение их при помощи эмпирических доказательств, даже в этом случае они могут иметь определяющее значение для нравственного мышления; таковы, например, концепция кармы или вера в жизнь после смерти.
С точки зрения более динамического понимания процесса адаптации к культурным нормам нужно уделить более пристальное внимание различным культурным — инструментам и повседневным практикам, которые воплощают и воспроизводят идеи, ассоциируемые с культурой. Так, например, важно исследовать, каким образом связанные с культурой идеи преподносятся средствами массовой информации, авторитетами в области культуры, а также как эти идеи передаются в повседневной социальной практике, например в процессе приготовления ко сну (например, Harkness, Super & Keefer, 1992; Shweder, Jensen & Goldstein, 1995). Большее значение следует придавать также сложности и тонкости идей, связанных с культурой, признавая, что определенные практики могут выражать определенные идеи явным образом, одновременно воплощая на не выраженном явно уровне культурные идеи, противоречащие первым.
В более общем плане, насущной задачей является включение в сферу научно-исследовательской работы в области нравственности вопросов культуры и формирования Я. Недавние исследования, например, показали, что при воспитании ребенка пуэрториканские матери ставят себе цель вырастить его любящим и почтительным, тогда как матери, представляющие европейско-американский средний класс, стремятся вырастить ребенка, который в состоянии поддерживать Баланс Между автономией и привязанностями (Harwood, Miller & Irizarry, 1995). Другие примеры показывают, что стремление закалить ребенка, готовя его к противостоянию с суровым и жестоким миром, характерно для практики социализации в низших слоях европейско-американского общества (Kusserow, 1999), тогда как воспитание у ребенка гибкой натуры и чувства социальной ответственности свойственно для различных культур Азии и Африки (Harkness & Super, 1996; Miller & Bersoff, 1995). Остается открытым вопрос о связи этих альтернативных воспитательных
Целей, носящих нормативный характер, с функционирующими в повседневной жизни представлениями о поведении, которое является нравственным эталоном и концепциями нравственности как таковой.
Важно также исследовать с учетом фактора культуры различные подходы к понятию ущерба. Исследования показали, например, что американские и бразильские дети подходят к рассмотрению вопросов нанесения ущерба окружающей среде с точки зреция нравственности (Kahn, 1996, 1998, 1999). Реакция такого рода отчасти объясняется одновременным присутствием в их мировоззрении антропоцентрических и биоцентрических позиций. В первом случае основное внимание уделяется защите благополучия человека, во втором — предполагается отношение к природе как к объекту, обладающему внутренней ценностью и целесообразностью. Работа в этом направлении будет плодотворной при рассмотрении процессов культурной адаптации, которые включают защиту окружающей среды как нравственную норму, что ведет к изменению культурного сознания и появлению новых законов. Необходимо также исследование формирования моральных концепций естественного порядка в культурных сообществах, исповедующих традиционные религиозные взгляды.