Эмоции и культура привлекали не только современных психологов, они веками манили к себе философов и мыслителей. Эмоции играли важную роль в трудах Аристотеля и Сократа (Russel, 1994) и были также представлены в санскритском тексте III веке Rasadhyaya (Shweder & Haidt, 2000). Эмоции имели огромное
Значение для многих мыслителей, оказавших влияние на современную психологию, таких как Фрейд, Дарвин, Эриксон, Пиаже, Боулби и многих других.
Истоки большинства сегодняшних исследований эмоций и культуры восходят к трудам Дарвина. Одна из причин этого — вдохновенный труд Дарвина о выражении эмоций, который дал ученым возможность оценивать эмоции объективно, выходя за пределы считающегося ненадежным базового самоотчета. Тезис Дарвина, сформулированный в его труде «Выражение эмоций у человека и животных» (The Expression of Emotion of Man and Animals, Darwin, 1872/1998), предполагает, что эмоции и способы их выражения развивались по мере развития видов и носят эволюционно-адаптивный характер, являясь биологически врожденными и универсальными для всех человекообразных и нечеловекообразных приматов. Согласно Дарвину, все люди, независимо от расовой или культурной принадлежности, выражают эмоции одними и теми же способами, в первую очередь мимикой.
Несмотря на привлекательность и значение трудов Дарвина, они заслуживают и критики. Одна из основных проблем, связанных с его идеями, состоит в том, что выдвинутым предположениям недостает неопровержимых доказательств. Многие из оригинальных идей Дарвина подкреплены лишь его собственными наблюдениями и описаниями выражения эмоций у человека и других животных. Однако, несмотря на тщательность выполнения таких описаний, они не могут служить научным доказательством дарвиновского тезиса об универсальности.
В период между написанием Дарвином своих трудов и до 1960-х годов горстка ученых пыталась закрыть эту брешь в нашем знании, проводя более упорядоченные и систематизированные исследования данной проблемы. За это время в литературе появились сведения всего лишь о семи исследованиях. Но они изобиловали методологическими ошибками и упущениями, поэтому не вызывающих сомнений данных, которые подтверждали бы предполагаемую универсальность выражения эмоций, так и не появилось (обзор приводится в работе Ekman, Friesen & Ellsworth, 1972).
Лишь в середине 1960-х годов психолог Сильван Томкинс, первопроходец в области современного изучения человеческих эмоций, объединил усилия с Экманом и Изардом (хотя и независимо от них) для проведения исследований, известных сегодня как исследования универсальности. Ученые рассматривали эмоции во многих культурах и пришли к выводу, что мимическое выражение эмоций имеет общекультурный характер (см. Ekman, 1973; С. Izard, 1971). Данные этих исследований, по общему мнению, свидетельствовали о существовании шести универсальных выражений лица — гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление.
Исследования выражения эмоций в культурах, обладающих письменностью, проведенные Экманом и Изардом, были не единственным аргументом в пользу универсальности эмоций. Экман и его коллега Фризен провели также исследование, которое показало, что суждения представителей дописьменных культур о выражении эмоций также подтверждают идею универсальности (см. Ekman, 1973). Они показали, что выражения, которые представляют собой спонтанную реакцию на фильмы, вызывающие разного рода эмоции, являются универсальными (Ekman, 1972). Кроме того, другие ученые показали, что одни и те же выражения имеют место у нечеловекообразных приматов и людей, которые слепы от рождения
(Charlesworth & Kreutzer, 1973; Ekman, 1973), и соответствуют сходной систематике эмоций в разных языках во всем мире (Romney, Boyd, Moore & Rusch, 1997). С момента проведения первых исследований универсальности в конце 1960-х годов было проведено множество исследований, которые повторили выводы об универсальном характере выражения эмоций (см. далее и в работе Ekman, 1982). Таким образом, универсальная основа выражения эмоций больше не подвергается сомнениям в современной психологии и рассматривается как панкультурный аспект психологического функционирования.
Тем не менее нам известно, что люди могут видоизменять выражение эмоций в соответствии с культурными нормами проявления эмоций (Ekman, 1972; Ekman & Friesen, 1969; Friesen, 1972). Они представляют собой усваиваемые в детстве нормы, предписывающие характер проявления универсальных эмоций при определенных обстоятельствах. Существование таких норм было эмпирически доказано Экманом и Фризеном в исследовании с участием американских и японских испытуемых (Ekman, 1972), которым показывали фильмы, вызывающие сильные эмоции. Кино смотрели в одиночестве и в присутствии экспериментатора. Находясь в одиночестве, и японские, и американские испытуемые демонстрировали одни и те же проявления отвращения, гнева, страха и печали. Однако когда они смотрели фильмы в присутствии экспериментатора, различия были поразительными. В то время как американцы чаще всего продолжали проявлять те же отрицательные эмоции, многие японцы неизменно улыбались, чтобы скрыть отрицательные эмоции. Экман и Фризен пришли к выводу, что в японской культуре действуют нормы проявления эмоций, которые препятствуют свободному проявлению отрицательных эмоций в присутствии других людей. Сегодня как универсальность проявления эмоций, так и существование культурных норм проявления эмоций признано традиционной психологией (о нормах проявления эмоций см. также Fridlund, 1997).
Открытие универсальности выражения эмоций оказало огромное влияние на современную психологию, поскольку выражение эмоций служит объективным и достоверным сигналом наличия эмоций. Отталкиваясь от универсального характера выражения эмоций, и Экман, и Изард разработали методы надежной и достоверной оценки мимики. Так, разработанная Экманом и Фризеном Система кодирования мимики (Facial Action Coding System) Получила широкое признание, как один из самых подробно разработанных инструментов анализа мимики. Он включает идентификацию изменений выражения лица, связанных с движением более чем 40 анатомических единиц, функционально независимых друг от друга. Используя данный инструмент, исследователи могут кодировать лицевые мускулы, с движением которых связано определенное выражение лица, стадии проявления эмоции (начало, кульминация, спад), интенсивность и латеральность.
Разработка методик, подобных Системе кодирования мимики, и теоретические подтверждения универсальности эмоций привели в течение последних 30 лет к появлению множества новых исследований, теорий и методов практической работы в психологии. Представления об универсальном характере эмоций и методики оценки мимики внесли огромный вклад в исследование всех направлений психологии, в особенности это касается социальной психологии, психологии личности
И возрастной психологии. Исследователи, которые использовали мимическое выражение эмоций в качестве маркеров, обращались к остававшимся долгие годы открытыми вопросам, касающимся роли и функций физиологии в эмоциональных проявлениях; теперь мы знаем, что любая из эмоций универсального характера связана с особой уникальной физиологической реакцией (Ekman, Levenson & Friesen, 1983). Исследования, касающиеся мимики и эмоций, также внесли существенный вклад во многие направления психологии, находя применения в клинической, судебной и инженерной психологии, а также в психологии организации производства. Все большее количество университетов предлагает программы, специализирующиеся на изучении эмоций, и растет количество субсидий на профессиональную подготовку исследователей, обладающих докторской степенью и без нее, которые будут заниматься дальнейшими разработками в данной сфере. Все это стало возможным благодаря вкладу в науку кросс-культурных исследований выражения эмоций.